Home » Аналитика, Восточно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » ОБМАН МОНОПОЛИСТА

ОБМАН МОНОПОЛИСТА

Восточно-Казахстанский областной филиал КНПК продолжает отслеживать вопросы, связанные с тарификационной темой на коммунальные услуги в ВКО.

Известно, что теплоснабжение является монопольным видом деятельности, поэтому регулируется государством. Признавая тенденцию к глобальному потеплению климата, чиновничество на 0,30С изменило температуру наружного воздуха в сторону увеличения. До 2004 года интенсивность отопления составляла D=20-(-7,8)x204=5671,2 градусосуток. После потепления климата, по воле чиновников, интенсивность отопления не снизилась, а наоборот – повысилась. Согласно таблице 3.3 СНРК 2.04.21-2004 «Энергопотребление и тепловая защита гражданских зданий» для города Усть-Каменогорска она составляет 5 871 градусосуток, т.е. в 1,035 раза выше. Для этого чиновниками увеличена нормативная продолжительность отопительного периода на 2 суток, а также температура воздуха в отопливаемых помещениях принята на 10 С выше. Однако никаких изменениий в систему отопления города не внесено. Просто это позволяет начислять большую плату за услуги отопления, ничего по сути не меняя, пополняя казну за счет обдирания потребителей.

Взаимоотношения в сфере монопольной деятельности регулируются Законом РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках». В п.1 ст.11 Закона обозначена обязанность потребителя услуг субъекта естественной монополии своевременно и в полном объеме оплачивать услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии. Однако Департамент ВКО по регулированию естественных монополий нарушает это требование Закона, не утверждая размер платы на услуги отопления за каждый месяц отопительного периода. На мои просьбы об утверждении платы за каждый месяц отопительного периода, данный департамент, а также Комитет по регулированию естественных монополий ответили отказом, ссылаясь на возможное возникновение социальной напряженности, а также на удобство равномерной, в течение каждого месяца, оплаты за отопление, так как и пенсии, и зарплаты выдаются ежемесячно.

А как же те потребители, что платят по факту потребления услуг по показаниям приборов учета? У них не возникает повода для социальной напряженности?

Почему же департамент упорно не утверждает размер платы за услуги отопления за каждый месяц отопительного периода, а монополист не начисляет плату с учетом фактической температуры наружного воздуха, температуры воздуха в отапливаемых помещениях и фактической продолжительности оказания услуги по отоплению? 

Дело в том, что, начисляя плату за отопление равномерно в течение каждого месяца года, включая и месяцы май-август, когда услуги отопления не оказываются, по норме, составляющей 1/12 годовой нормы, монополист в конце года производит перерасчет стоимости услуг по утвержденным Правилам, в которых в нарушение Гражданского Кодекса РК потребителю возвращается не стоимость недопоставленного товара, а только стоимость топлива, сэкономленного при оказании услуг отопления. Так в 2016 году из-за погодных условий потребителям недодано 92 217,942 Гкал теплоэнергии на сумму 269 912 694 тенге, которая была взыскана с потребителей и подлежала возврату в полном объеме. Однако потребителям возвратили только 126 162 871 тенге путем зачета. Монополист на основании Правил перерасчета присвоил себе 143 749 820 тенге. С момента введения механизма перерасчета в 2006 году прошло более 11 лет, за которые монополист присвоил себе более миллиарда тенге.

Нежелание производить начисление платы за каждый месяц отопительного периода с учетом фактической температуры наружного воздуха и температуры воздуха в отапливаемых помещениях департамент в письме №3 Т-Д-117/2101 от 10.08.2016 г. со ссылкой на мнение монополиста, объяснил автору этих строк, что в РК отсутствует нормативный акт, на основании которого это можно выполнить. Лукавят, однако, монополисты! Такой нормативно-технический акт существует с 2004 года, т.е. 13 лет! Как говорят незнание не освобождает от ответственности. Называется он СН РК 2.04-21-2004 «Энергопотребление и тепловая зашита гражданских зданий». Этот документ упоминается в Методике перерасчета стоимости услуг по отоплению, утвержденной в феврале 2006 года.

Согласно Приказу Департамента №117-0Д от 8 апреля 2013 года, норма декабря утверждена в размере 0,03833 Гкал/м2 при tн = -13,50 С; tвн= +210 C и продолжительностью оказания услуг 31 сутки. При этом, согласно упомянутому СН РК, интенсивность отопления по форуме № 4.2 определяется в градусосутках: D=(tв– tн) * 31 сут, где: tвн – температура воздуха внутри отапливаемого помещения, равная +210 С; tн – нормативная температура наружного воздуха, равная в декабре – 13, 50 С; продолжительность оказания услуг – 31 сутки. Таким образом, интенсивность отопления, соответствующая утвержденной норме, имеет следующие значение:

D=21-(-13,5)*31=1069,5 градусосуток.

В декабре 2016 года при tн = – 5,950 С; tвн = +210 C, интенсивность отопления составляет D=21-(5,95)*31=835,45 градусосуток. Теперь определим фактическую норму расхода теплоэнергии на отопление 1м2 в декабре 2016 года составив и решив пропорцию:

0,03833 Гкал/м2 – 1069,5 градусосуток

Х Гкал/м2 – 835,45 градусосуток

Х= 0,02994 Гкал/м2.

Таким образом, размер платы по утвержденной норме для декабря, равной 0,03833 Гкал/м2 и ставке тарифа для населения с НДС 2926,90 Тенге/Гкал будет составлять следующую сумму:

S = 0,03833 Гкал/м* 2926,90 Тенге/Гкал = 112,19 Тенге/м2 .

При отапливаемой площади 4 260 672 м2 , сумма начислений составила:

S =112,19 Тенге/м2  * 4260672 м2  = 477 706 545 тенге.

С учетом фактической температуры наружного воздуха, в декабре 2016 года необходимо было начислить следующую сумму:

S = 0,02994 Гкал/м* 2926,90 Тенге/Гкал * 4260672 м2 = 373 368 592 тенге.

Разница в оплате составила следующую сумму:

ΔS = 477706545 – 373368593 = 104 337 952 тенге.

Таким образом, начисление платы за услуги отопления, с учетом фактической температуры наружного воздуха за каждый месяц отопительного периода, позволит автоматически отказаться от перерасчета стоимости услуг за календарный год, когда плата взимается по утвержденной норме, равной 1/12 утвержденной нормы, и когда потребителям заведомо наносится ущерб, размер которого остается в распоряжении монополиста.

Что же необходимо сделать? Заставить государственный орган утвердить размер платы за услуги отопления за каждый месяц отопительного периода в рамках требований Закона, о которых речь шла в этой статье. Обязать монополиста начислять плату за фактически оказанные услуги отопления за каждый месяц отопительного периода, применяя СН РК 2.04.21-2004г.

Внести изменения или дополнения в заключенные договоры на услуги теплоснабжения, касающиеся начисления платы, с учетом требований действующего законодательства. Это право принадлежит Департаменту согласно Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

В случае неисполнения Департаментом ВКО по регулированию естественных монополий требований действующего в РК законодательства в сфере естественных монополий, для этого заинтересованным потребителям необходимо обратиться в Прокуратуру ВКО, затем в суд о принуждении госоргана соблюдать Закон.

Эдуард ДАТЧИКОВ,

специалист рабоче-экспертной группы по вопросам ЖКХ и тарификации Общественного совета ВКО

Яндекс.Метрика