Home » Партийная жизнь, Фракция "Народные коммунисты" » Ответ Премьер-Министра К.Масимова на Депутатский запрос депутата Мажилиса Парламента РК А.Конурова

Ответ Премьер-Министра К.Масимова на Депутатский запрос депутата Мажилиса Парламента РК А.Конурова

№ 20-11/3127 от 4 июля 2014 г.

 

Депутатам фракции

 

 «Народные коммунисты»

 

Мажилиса Парламента

 

 Республики Казахстан

На № ДЗ-136 от 11 июня 2014 года

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев депутатский запрос, оглашенный 11 июня 2014 года, относительно оказания содействия проблемным заемщикам – физическим лицам, сообщаем следующее.

 

Относительно общих и планируемых сумм списаний проблемных займов физических лиц.

 

По состоянию на 01 января 2014 года объем неработающих кредитов банков второго уровня (далее – банк) составил 4 158,2 млрд. тенге, или 31,2% от ссудного портфеля банковского сектора Республики Казахстан, который составил 13 348,2 млрд. тенге.

 

При этом сумма прощенной безнадежной задолженности по кредитам составила 28,6 млн. тенге, или 0,67% от общего объема неработающих кредитов. Основными причинами отсутствия активности со стороны банков в прощении безнадежной задолженности являлись ранее действовавшие критерии и усложненные длительные процедуры такого прощения1.

 

В настоящее время в целях оптимизации и совершенствования критериев прощения безнадежной задолженности по кредиту (займу) и вознаграждению по нему приняты Правила2, устанавливающие основания и порядок прощения безнадежной задолженности по кредиту (займу) и вознаграждению по нему банками второго уровня.

 

[1] Правила определения агрегированного показателя, расчетного показателя и его размера, оснований и порядка прощения безнадежной задолженности по кредиту (займу) и установлении максимального размера соотношения общей суммы прощенной безнадежной задолженности по кредитам (займам) к агрегированному показателю, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25.02.2013 года №68.

 

[2] Правила и основания прощения безнадежной задолженности по кредиту (займу) и вознаграждению по нему, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 06.05.2014 года 78.

 

Принятие Правил приведет к заметному снижению уровня неработающих кредитов в портфелях банков.

 

Согласно информации банков второго уровня совокупная доля неработающих активов, в отношении которых банки планируют прощение задолженности – 4,75% (204,5 млрд. тенге).

 

Относительно проработки предложений граждан и общественников по списанию кредитов физических лиц выданных в период 2004 – 2009 годы

 

Обязательства заемщиков, принятые ими по договорам банковского займа, должны исполняться в соответствии с установленными в них условиями.

 

Вопрос списания задолженности перед банками может рассматриваться непосредственно банками в рамках принимаемых мер по очистке их балансов от неработающих кредитов и предоставленных законодательством налоговых льгот. При этом, прощение долгов заемщиков за счет средств государственного бюджета не предусмотрено.

 

13.02.2014 г. в связи с обращениями общественных объединений Национальным Банком создана Рабочая комиссия по решению проблем ипотечных заемщиков.

 

В состав Рабочей комиссии входят представители заинтересованных сторон – Общественных объединений по защите прав заемщиков, Банковского омбудсмана, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана», банков, ипотечных компаний и Национального Банка. Основными задачами Рабочей комиссии являются выработка и свод законодательных инициатив и оказание содействия проблемным заемщикам в проведении переговоров с банками по вопросам погашения проблемных займов.

 

При этом, Национальный Банк как самостоятельно, так и совместно с банковским омбудсманом и ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» еженедельно по заявкам заемщиков проводит встречи проблемных заемщиков с представителями банков по выработке взаимоприемлемых вариантов реструктуризации займов, в том числе в регионах страны.

 

Со своей стороны банки, понимая уровень социального напряжения, разработали собственные программы реструктуризации задолженности по займам. В случаях, когда заемщики не отказываются от своих обязательств, выражают готовность платить минимальную сумму ежемесячного погашения банки, применяя индивидуальный подход к каждому заемщику, идут на определенные уступки: снижение ставок вознаграждения, пролонгацию сроков кредитования, отмену штрафных санкций, предоставление отсрочки платежей и др.

 

Кроме того, Национальный Банк направил в адрес банков письмо № 30-1- 06/498 от 20.06.14 года с рекомендацией рассмотреть следующие предложения общественных организаций:

 

– осуществление в первоочередном порядке списания долгов по ипотечным жилищным займам физических лиц;

 

– реструктуризация ипотечных жилищных займов физических лиц путем полного списания пени за просрочку исполнения обязательств и просроченного вознаграждения, требования оплаты только основного долга;

 

– перевод валютных займов в тенге по курсу, действовавшему до проведенной 11.02.14г. девальвации национальной валюты;

 

– приостановление процедур по выселению и реализации залогового жилья заемщиков банков;

 

отзыв переданных государственным и частным судебным исполнителям исполнительных листов по взысканию долга путем реализации залогового жилья;

 

-отмена по выданным на приобретение недвижимости и обеспеченным приобретаемой недвижимостью займам взыскания обязательств заемщиков сверх суммы реализации залога в случае его реализации.

Относительно предложения о направлении денежных средств из Национального фонда в АО «Фонд проблемных кредитов» для решения проблемных кредитов.

 

Одним из направлений комплекса мер, направленных на поддержку экономики на 2014-2015 годы, является оздоровление банковского сектора.

 

Так, из средств Национального фонда предусмотрено выделение 250 млрд. тенге на капитализацию АО «Фонд проблемных кредитов» для выкупа неработающих кредитов.

 

Однако Правилами3 установлены ограничения к неработающим займам, которые Фонд вправе приобретать – только неработающие займы, выданные юридическим лицам, с остатком задолженности шестьдесят и более миллионов тенге и ликвидным залоговым имуществом. Это связано с тем, что проблемами ипотечных займов, реализацией залогового недвижимого имущества, его управлением банк может заниматься самостоятельно, и в Фонд передаются крупные неработающие активы, для управления и реализации которых необходимы соответствующие ресурсы.

 

[1] Правила осуществления организацией , специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, оценки и приобретения сомнительных и безнадежных активов, а также Требований к приобретаемым (приобретенным) ею сомнительным и безнадежным активам, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 04.07.2012 года №215.

 

В рамках реализации мер, предусмотренных Дорожной картой первоочередных мер социально-экономической политики Республики Казахстан на 2014 год, Национальным Банком разработана новая Концепция функционирования Фонда, которая предполагает совершенствование механизма выкупа неработающих займов Фондом (в том числе, через использование механизмов секьюритизации).

 

Относительно урегулирования процесса банкротства физических лиц и принимаемых мер

 

Пунктом 2.4 Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.05.2010г. № 409, в 2013-2014гг., предусмотрена разработка Концепции проекта Закона Республики Казахстан по вопросам внедрения института банкротства физических лиц (далее – Концепция).

 

В настоящее время Министерством финансов совместно с Всемирным банком ведется работа по разработке Концепции. В связи с этим создана рабочая группа по разработке проекта Концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О банкротстве физических лиц», в состав которой вошли представители государственных органов и неправительственных организаций, включая ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана».

 

Данной рабочей группой ведется работа по определению основных концептуальных подходов к внедрению механизмов банкротства физических лиц.

 

Премьер-Министр

 

Республики Казахстан

 

К.Масимов

 

Яндекс.Метрика