Home » "Коммунист Казахстана", №30//13.09.2013 » Патриот рождается в семье

Патриот рождается в семье

Сейчас очень много говорится о патриотизме. Действительно, это непреходящая ценность, важнейшее духовное состояние личности, основополагающая  государства и общества. Но сами по себе громогласные призывы ни к чему не приведут, если не приложить к этому действия.

Произошедшие за последнее десятилетие в стране экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и, увы, потере духовных ценностей. Снизилось воспитательное воздействие нашей культуры и образования на формирование чувства патриотизма. Оно должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Первым и главным педагогом для ребенка должна стать семья  Здоровые семейные отношения в семье, как между супругами, так и правильное и постоянное общение с детьми – это фундамент, на котором строится воспитание подрастающего поколения. К сожалению, в данное время мы родители мало уделяем внимания своим детям. Мы уже забыли, что такое прочитать ребенку сказку перед сном, рассказать какую-нибудь поучительную историю, пример из своей жизни. У взрослых острая нехватка времени, ребенок предоставлен сам себе. С утра до вечера сидят перед телевизором, смотрят мультяшки, играют в компьютерные игры, многие из которых пропагандируют жестокость, эгоизм, жадность.    О каком духовном воспитании может идти речь?!

Воспитание детей дошкольного возраста также имеет огромное значение. Именно в этом возрасте малыши начинают постигать, что такое «хорошо», а что такое «плохо», учат стихи про маму, про землю, про Родину. И вот именно в это время ребенку нужно прививать и патриотическое духовное воспитание. Изучать Гимн, знать значение Флага и Герба. Знать и гордиться символикой правового государства. Помните, наверное, как совсем недавно СМИ повсеместно транслировали вопиющий случай, когда на голубом полотнище нашего Флага рабочие таскали мусор. Это кощунство.

 Следующим пунктом воспитания является уважение к старшим, к людям труда. Простые истины: уступать место старшим, здороваться со взрослым человеком, оказать помощь, – актуальны всегда. А мы стали о них забывать.

Например, в советские времена в школах традиционно проводились линейки, на которых обсуждались школьные новости,  важные политические события, хвалили  учеников за хорошие поступки, отчитывали прогульщиков и хулиганов. И это была хорошая практика, которую стоит вернуть в педагогическую деятельность.

Сейчас, глядя на современную молодежь, все чаще у меня вызывают беспокойство так называемые приверженцы нетрадиционных религиозных течений. Девочки в хиджабах, юноши в коротких штанах и с бородкой… А ведь мы относим себя к светскому государству. И понимаем, что кто-то воспользовался хрупким сознанием детей, их непросвещенностью, втянув в религиозную секту. Поэтому как можно меньше нужно предоставлять ребенку свободного времени. Безделье – мать всех пороков, также как и скука, – это еще классик говорил. Спорт, библиотеки,  музыка, рисование и многое другое, что способно развить личность ребенка – вот к чему нужно приучать своих детей. И все эти виды досуга должны быть бесплатны, ведь не секрет, что 60% семей не имеют возможности платить за кружки и секции для детей. А у государства, бизнесменов, меценатов деньги на это найдутся.

Самую же главную роль в формировании человека  играет  обучение труду. Раньше на уроках труда мальчики мастерили, гвозди забивали, девочки учились рукоделию и кулинарии. Сейчас же никто этого делать не хочет. Полы в классах моют технички. А в мое детство это делали дежурные по классу, что приучало учащихся не только к труду и чистоте, но и к уважению труда своего товарища по парте.

Оглядываясь назад, вспоминаю, как мы ходили в походы, пели песни у костра, жили в палатках. Мы росли закаленными, выносливыми. Не по книгам, а воочию изучали свой родной край. Сейчас же, дети изнеженные, избалованные. Легкое недомогание – к врачу. Сделали в школе замечание – родители воспринимают в штыки, а ведь школа и семья должны совместно воспитывать ребенка.

Несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий, нельзя позволять ребенку целыми днями торчать перед монитором. Больше читать, уметь дружить, общаться со сверстниками вживую, а не по аське, учиться быть ответственным, протягивать руку помощи – это гораздо важнее для формирования человека.

Хорошо бы рассказать детям о подвиге современных казахстанских героев, которые не жалеют своей жизни на благо Родины и соотечественников. Таких примеров у нас очень много.  Например, подвиг офицера полиции Бектаса из Жамбыла, который собой закрыл экстремиста, стрелявшего в мирных граждан.

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.  Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, правоохранительные органы, здравоохранение и многие другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

 

Ерболат Даулетказиев, первый секретарь Атырауского обкома КНПК,

Почетный работник образования

Яндекс.Метрика