Home » "Коммунист Казахстана" » ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА ВАШЕ ПОКОЛЕНИЕ, ИЛИ ГРУСТНЫЕ ЗАМЕТКИ С ОДНОГО ЮБИЛЕЯ! (Шокан Уалиханов)

ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА ВАШЕ ПОКОЛЕНИЕ, ИЛИ ГРУСТНЫЕ ЗАМЕТКИ С ОДНОГО ЮБИЛЕЯ! (Шокан Уалиханов)

8 декабря 2010 года

Анна Литвинова

внештатный корреспондент
газеты по г. Алматы
член горкома КНПК

30 ноября с.г. минуло 175 лет со дня рождения великого сына казахского народа – ученого и просветителя Шокана Уалиханова. Родившись в образованной и именитой казахской семье, Шокан с детства был знаком не только с арабской культурой, но и с русской. И в доме своего отца, султана Шынгыса, в ауле своего дяди Мусы Шорманова, казахского просветителя, в Омском кадетском корпусе, где Шокан учился с 12 лет, везде он был в гуще общественной и научной жизни, встречался с образованнейшими людьми своего времени: поэтами, акынами, художниками. Среди них Григорий Потанин, Петр Семенов (впоследствии Семенов-Тянь-Шаньский), Федор Достоевский, Ольга Иванова (дочь декабриста Анненкова), Дмитрий Менделеев (внук известного ученого). Эти встречи имели для юного Шокана огромное значение: еще учась в кадетском корпусе, он знал, что будет ученым – исследователем, просветителем, будет изучать историю и культуру своего народа, и «откроет миру неизведанную Азию». Его мечтам и планам суждено было осуществиться: за неполные тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю жизнь. Его основные труды: «Киргизы», «Киргизское родословие», «О кочевках киргиз», «Очерки Джунгарии», «Следы шаманства у киргизов» были опубликованы не только в России, но и переведены на английский и французские языки. В этих работах собран и обобщен богатейший материал по истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Интересны высказывания Уалиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народно-эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-сулу». Мировая наука именно Шокану обязана записью блестящего отрывка из «Манаса» – «Смерть Кукотай-хана и его поминки».

Но Уалиханов известен не только как блестящий ученый –исследователь, но и как активный общественно-политической деятель. По своим политическим взглядам он был близок российской либеральной разночинной среде. Шокан принимал непосредственное участие в мероприятиях правительства по реорганизации местного самоуправления в степи, внес ряд практических предложений и рекомендаций. Самая важная его работа – «Записка о судебной реформе». Именно реформу судебного производства Уалиханов полагал одной из важнейших, ведь степь еще не забыла восстание Кенесары Касымова. Более того, он считал это своим долгом, так как по линии матери происходил из старейшего рода биев.

Умер Шокан Уалиханов 10 апреля 1865 года в горах Алтын-Эмеля от туберкулеза.

Отдать дань памяти великому ученому пришли члены горкома КНПК, совет ветеранов и акимат  Медеуского района Алматы. По воспоминаниям Бижамал Рамазановой, председателя комиссии по нравственному и патриотическому молодежи городского совета ветеранов, впервые надгробие на могилу Уалиханова было установлено в 1957 году. Проект надгробия сделала архитектор Маргарита Ващенко, она была сослана в Талды-Курган из Ленинграда.

«Был еще один проект, разработанный силами Министерства культуры, но общественность его не приняла: он отражал только период путешествия Шокана в Кашгарию, горы там были не наши изображены, верблюды. Какие в Талды-Кургане верблюды? Поэтому был реализован проект Маргариты, – вспоминает Бижамал Рамазановна, – было очень тяжело его строить: техники нет, дорог нет. Коргайский гранит везли до Сары-Озека, оттуда до Алтын-Эмеля. На месте пришлось много чистить, убирать. Пионеры, комсомольцы все это делали».

В 1988 году на месте захоронения (Кербулакский район Алматинской области) был возведен мемориальный комплекс «Алтын-Эмель» с музеем Уалиханова.  Также памятники ученому установлены в Алматы, Кокшетау, Семипалатинске, Петропавловске и Омске.

Я не знаю, как отметили эту дату на родине ученого, но алматинцы поразили своим равнодушием. Увидев немногочисленность собравшихся, ветеран партии и труда Б. Байгаринов выразил возмущенное удивление отсутствием в первую очередь представителей горакимата и маслихата, прессы, деятелей науки и культуры.

За разъяснением я обратилась к организатору церемонии секретарю горкома нашей партии Вячеславу Артемьеву: «даты жизни хотя бы главных лиц нашей национальной гордости – Абая, Чокана, Жамбыла, Кунаева, Сатпаева, Ауэзова – обязан помнить каждый казахстанец, поэтому мы известили только горакимат о намерении возложить цветы, чтобы избавить другие коллективы и заинтересованные лица от этой бюрократической процедуры, полагая, что и Институт им. Валиханова, и его родственники, и вся политическая, научная, духовная элита города, и простые горожане и без нашего приглашения почтят памятник своим присутствием, тем более что он расположен в центре города. Однако отсутствие знаковых лиц и то, что по сообщению финпола, разворованы даже деньги на переиздание 5-томника собрания сочинений Чокана, все это как будто предвидели авторы памятника, запечатлев на лице Чокана печальную думу, с которой он глядит на нас, сегодняшних. Кстати, мы были в августе и у памятника Абаю на юбилее, и погода теплая, и также в центре города, и под эгидой горакимата все это делалось, а результат с точки зрения массовости столь же плачевен – та же грусть на лице Абая: нет пророков для нас в нашем Отечестве».

Яндекс.Метрика