Home » "Коммунист Казахстана", № 44//20.12.2013 » Печальный станок

Печальный станок

Одетые в какое-нибудь «западное» (99% маде ин социалистический Китай), говорящие по «капиталистической» мобилке (99% маде ин социалистический Китай), воспитываемые  голливудским киноунынием, мы уже не сомневаемся что капитализм – это хорошо. Оно и понятно – поверхностное бытие определяет поверхностное сознание.

Однако если углубиться, может оказаться, что не все так радужно. Есть два пути: углубляться самостоятельно или обратиться к трудам исследователей.

Признанным специалистом по капитализму является Карл Маркс. Конечно, Маркс изучал капитализм XIX века (другого тогда не было) и сейчас объект исследования выглядит иначе. Но возможно, что суть осталась той же.

Капатализм

Тем, кто пока еще не решился прочесть «Капитал», для наглядности сконструируем некую убогую модель. Возьмем двух существ: огромного детину и ребенка лет шести (назовем его Капой). Причем, у Капы есть отвертка – он обладает формальным правом на нее.

Детина собирает велосипеды с помощью этого инструмента. В нашем мини-обществе появляется новая ценность: собранные велосипеды минус затраты (сырье, поддержание работоспособности детины и проч.). Эта дополнительная ценность, которую Маркс и назвал прибавочной стоимостью, появилась в результате труда. Однако полный денежный эквивалент детина за свой труд не получает. Дополнительную ценность забирает Капа, на том основании, что отвертка, которой собраны велосипеды, принадлежит ему. Хотя мы понимаем, что отвертка остается такой же пригодной для сборки велосипедов и без права собственности на нее.

Возникает вопрос: «А почему детина не отберет отвертку?». А потому что на присвоенную прибавочную ценность Капа может нанять и обязательно нанимает двух персонажей: мужичка с резиновой дубинкой и шамана. Первый охраняет, а второй пудрит детине мозги.

Шаман человечек креативный и идет в ногу со временем.

Сначала он говорил, что Бог создал детину для труда, Капу для руководства, а Знание (по замыслу Бога) – это удел шамана.

Потом шаман превратился в юриста, который убеждал, что Закон и право собственности справедливо и потому незыблемо. Тем более, что формально детина стал равен Капе. На Знание у детины, который тратил почти все время на прокорм Капы, полицейского, юриста и себя, времени оставалось немного.

Сейчас шаману с клиентом и встречаться не надо. У детины в жилище установлена электробудка(за его же деньги), из которой шаман усыпляет его рекламой ненужного, рассказами о том как детина хорошо живет и кому за счастье он обязан. Еще одна важная задача шамана теперь: отвлекать детину от Знания голыми клоунами и несмешными грудями.

Сознание

Итак, одним из противоречий капиталистического товарного производства Карл Маркс считал изъятие прибавочной стоимости у ее автора – рабочего. И в самом деле, всего лишь формальное владение средствами производства позволяет одному человеку присваивать себе результаты труда тысяч своих работников. Определенно стоит потратить пару минут и прочувствовать смысл фразы: «всего лишь формальное право»… с учетом того, что «отвертка остается такой же пригодной для сборки велосипедов и без права собственности на нее».

Деньги, которые использованы капиталистом для закупки средств производства (станков, прилавков, тракторов…) могли быть добыты при помощи убийств, грабежей, воровства, жульничества и прочее. Если вспомнить «приватизацию» богатств СССР, все в основном так и было. Исследователи западного феодализма-капитализма так же обращали внимание на неприятный факт того, что и в просвещенных Европах накопление капитала происходило в основном уголовно наказуемыми способами.

Бытие

Но это лирика. Кроме нравственных изъянов, капитализм обладает и чисто техническими дефектами. Один из основных – опять таки изъятие прибавочной стоимости.

Производство при капитализме – товарное. И основная цель такого производства – превращение товара в деньги, то есть продажа. Но часть труда рабочих безвозмездно присваивается капиталистом. Другими словами, он не выплачивает рабочим истинную стоимость того, что они произвели. Из-за этого у трудящейся массы возникает недостаток денег. Сбывается львиная доля произведенных товаров трудящимся, потому что их много. А у них денег не хватает, чтобы купить все. Так постепенно накапливается товар, который некому покупать. Производить его далее становится бессмысленно.

Поэтому, как предупреждал Маркс, из-за того, что потребители (одновременно производители) товара получают только часть его цены, периодически наступает нехватка денежных средств и остановка производства – кризис. Иногда начинается война, с целью уничтожения масс «ненужного» товара. Товар то, конечно нужен, но не раздавать же его малоимущим бесплатно – это уже социализм получится.

Золото мешает

Таким был капитализм во времена Маркса. Такой он есть кое-где и сейчас – планета большая и разная. Но передовые капиталистические страны изменились, и сам Карл Маркс, по иронии судьбы сыграл в этом не последнюю роль. Он высказал мысль о том, что причина буржуазных революций – нехватка рабочих рук, а причиной социалистической революции будет нехватка денежных средств, которая лежит именно в основе капитализма.

Тогдашние буржуи читать умели и Маркса прочли. Стали много думать. Результатом явился хитрый ход – отмена денег. Во времена Маркса деньги, пусть и бумажные обеспечивались драгметаллами. Из-за того, что золото нельзя напечатать, то и количество денег было ограничено. Поэтому решение пришло само собой: придумать бесконечные патроны деньги.

Сентябрь 1931 — отмена Великобританией золотого стандарта.

5 апреля 1933 года Президентом США Рузвельтом был издан о конфискации у населения и организаций золота. Все находящиеся на территории США физические и юридические лица (в том числе иностранные), за редким исключением, были обязаны до 1 мая 1933 года обменять золото на бумажные деньги. Также объявлялись незаконными любые контракты и ценные бумаги, номинированные в золоте.

За уклонение от сдачи золота были установлены репрессивные меры: штраф до $10 000(еще теми – золотыми) и тюремное заключение до 10 лет.

В результате золото перестало быть легальным средством платежа в США.

В течении XX века практически все страны отказались от нормальных денег. Этот обходной маневр естественно не решил проблему. С 1930-х годов капиталистические страны тратят время, деньги и лучшие умы на поиски ответа на вопрос «А сколько денег рисовать?». Угадывают редко.

Стабильность пропала совсем. Только на перечисление событий и решений, порожденных отменой золотого обеспечения, необходимо несколько страниц мелким шрифтом. С тех пор на постоянной основе происходят авральные девальвации, гиперинфляции, совместные действия по стабилизации обменных курсов, дележи и слияния рынков, эмиссии, рецессии… и, конечно же, вялые попытки вернуться обратно к нормальным деньгам.

Резиновый мир

Теперь как только возникает нехватка денег у населения, правительство включает печальный печатный станок и раздает кредиты, а из будки шамана сыплются уговоры-приказы: «Купи-то-купи-это».

В наше время кризисы размазаны во времени, поэтому пики проявляются не так резко. Но есть и будут. Отмена золотого стандарта породила число, по которому можно оценить масштабы изъятия прибавочной стоимости у трудящихся: тройская унция золота за период с 1967 года по 2011 год поднялась в цене с 35 до 1900 долларов (то есть за 44 года подорожала более чем в 50 раз). Это же число показывает, во сколько раз измельчали деньги.

Так что разваливающийся капитализм всего лишь временно обмотан синей изолентой, а по сути, он так и остался всемирной финансовой пирамидой, которая лопнет по определению. А мы, зачем-то пытаемся «это» строить.

(окончание следует)

А. Бронин

Яндекс.Метрика