Home » Аналитика » Почему «Астана» не станет «Барселоной»

Почему «Астана» не станет «Барселоной»

Новый спортивный суперклуб «Астана» чиновники называю аналогом таких мировых гигантов, как «Барселона» и «Реал». Однако на самом деле он являет собой их полную противоположность и нацелен на то, чтобы не зарабатывать деньги, а тратить их.

Новый казахстанский спортклуб с большой помпой презентовали в канун празднования дня столицы. При этом амбиции заявлены просто непомерные. В клуб «Астана» вошли все так называемые «топовые» команды. Среди них велокоманда Astana Pro Team, хоккейный клуб «Барыс», раллийная команда Astana Dakar Team, футбольный клуб «Астана», боксерская команда Astana Arlans, баскетбольный клуб «Астана», а также команды по конному и водному поло.

Все это сливается под знамя единого клуба, финансировать который будет государственный фонд «Самрук-Казына». Собственно говоря, до этого он итак занимался их спонсированием каждого по отдельности, но теперь все денежные потоки объединятся. В этом и состоит главная идея – создать централизованное управление деньгами и продвижением разных команд.

Как заявил глава фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев, новый клуб должен, ни много ни мало, достичь такого же уровня, как «Барселона» и «Реал». Эти команды известны всему миру, как футбольные гранды. Хотя и «Барселона», и «Реал» имеют команды в нескольких видах спорта. Например, «Барселона» занимается даже хоккеем.

Таким образом, «Астана» внешне будет на них похожа. Однако на этом сходство и заканчивается. Дело в том, что у нее принципиально иная концепция управления и финансирования.

«Барселона» и «Реал» – это «народные» клубы. У «Реала» вообще нет владельца, как такового. Он управляется членами клуба, число которых составляет 80 тысяч человек. Они избирают президента, который и ведет руководство. «Барселоной» владеют 200 тысяч человек, которые также выбирают управляющих.

А у «Астаны» – один хозяин и спонсор в лице фонда, да еще и государственного.

Второе принципиальное отличие состоит в целях. И «Барселона», и «Реал» ориентированы на бизнес и являются, по сути, крупнейшими корпорациями. Стоимость «Реала» оценивается в 3,3 миллиарда долларов, и только за сезон 2011-2012 гг. он заработал 650 миллионов долларов. «Барселона» со стоимостью 2,6 миллиарда долларов занимает третье место в мире.

Доходы спортивных клубов неразрывно связаны с их популярностью. А она достигается не только за счет побед, но и постоянной работы с болельщиками. Прибыль приносит продажа прав на телетрансляции, доходы от эксплуатации стадионов, включая продажу билетов,  организацию питания, сдачу площадей в аренду, а также  всевозможные маркетинговые программы.

Тогда как клуб «Астана» изначально ориентирован на то, чтобы раскручивать имидж Казахстана. Неслучайно глава фонда «Самрук-Казына» У. Шукев так и заявил: «Мы стоим у истоков глобального проекта, который объединит имиджевые проекты страны». Иными словами, ради имиджа мы не поскупимся на затраты. А получение доходов или хотя бы выход на самоокупаемость представляется весьма сомнительным.

Например, та же футбольная «Астана» не сможет стать прибыльной, пока не поменяется вся отечественная футбольная система, при которой команды сидят на областных бюджетах, а зрители никому не нужны.

Таким образом, подходы к созданию мультиспортивных клубов абсолютно разные. У «Реала» и «Барселоны» – «народные» клубы, ориентированные на болельщиков и на прибыль, а у «Астаны» – ведомственная организация, ориентированная на имидж и амбиции чиновников.

Понятно, что при такой бизнес-модели «Астана» сможет встать на один уровень с «Барселоной» и «Реалом» разве что по объемам затрат. А вот по доходам и по победам – вряд ли.

«Астана» создана по образцу не «Реала», а скорее, самого фонда «Самрук-Казына», который объединил все нацкомпании. И это далеко не самый лучший образец. Единственный зримый результат его работы – рост расходов на аппарат.

Нужно, чтобы «Астана» не повторила подобный опыт. Стать глобальным спортивным брендом – это утопия и псевдоцель. Новый клуб должен не бороться за имидж путем скупки дорогих импортных «звезд», а добиваться повышения интереса к массовому спорту и воспитывать отечественные таланты. Ведь в той же «Барселоне» ключевым элементом является академия, которая взращивает собственных игроков.

 

 

 

Никита!Александров

 

http://vmeste.com.kz/?p=1389

 

 

Яндекс.Метрика