Home » Восточно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Погодные парикмахеры

Погодные парикмахеры

В начале февраля потребителям вручаются счета на оплату услуг теплоснабжения по новому, повышенному тарифу, который действует с 1 января 2014 года. Тенденция роста тарифов на все виды коммунальных услуг – неистребима. Инфляционные надбавки к пенсиям, пособиям и другим социальным выплатам, осуществляемым государством за счет казны, не восполняют растущих затрат. Более того, эти надбавки безнадежно отстали от бурно растущих цен на все и вся. Есть ли способы позволяющие уменьшить этот постоянно увеличивающийся разрыв? Конечно, есть! Однако для превращения этих способов в реальность необходимо разъяснить тем, кто принимает непопулярные решения, как это сделать, основываясь на реалиях, которые имеют место быть независимо от желания последних, т.е. власть имущих.

Казахстан географически находится в северном полушарии Земли. Поэтому продолжительность отопительного периода в Республике достаточно большая. Однако в зависимости от места расположения населенного пункта она колеблется довольно значительно. Так, согласно СНиП РК 2.04-01-2001 «Строительная климатология» продолжительность отопительного периода в Астане составляет 215 суток, в Алматы 168 суток, в Усть-Каменогорске 204 суток, в Шымкенте 143 суток. Однако интенсивность отопления, следовательно, и величина расходов на отопление, зависят гораздо сильнее от температуры наружного воздуха в отопительный период. В Астане она равняется -8,1°С, в Алматы -1,6°С, в Шымкенте +1,5°С,  в Усть-Каменогорске -7,8°С.

В СН РК 2.04-21-2004 «Энергопотребление и тепловая защита гражданских зданий» указана интенсивность отопления и новая продолжительность отопительного периода:  в Астане 216 суток, в Алматы 167 суток, в Усть-Каменогорске 206 суток, в Шымкенте 143 суток.  Температура отопительного периода также изменилась. В Астане она принята -8,1°С, в Алматы -1,2°С, в Шымкенте +1,4°С,  в Усть-Каменогорске -7,5°С.

Анализа данных, изложенных выше, показывает, что продолжительность отопительного периода в Астане увеличилась на сутки без изменения средней температуры отопительного периода. А это значит, что плата за отопление без увеличения тарифа повысилась. В южной столице продолжительность отопительного периода наоборот уменьшилась на одни сутки, и это значит, что плата за отопление уменьшилась.

Однако показатели уровня оплаты за услуги отопления зависят согласно СН РК 2.04-21-2004 от количества градусосуток отопительного периода. Для Астаны оно составляет: D=20-(-8,1)*216=6069,6 градусосуток, для Алматы: D=20-(-1,6)*167=3607,2 градусосуток, для Усть-Каменогорска: D=20-(-7,8)*204=5671,2 градусосуток.

Таким образом, плата за услуги теплоснабжения в южной столице будет в 6069,6/3607,2=1,68 раз меньше, чем в северной, а в Усть-Каменогорске в 6069,6/5671,2=1,07 раз меньше, чем в Астане, но в 5671,2/3607,2=1,572 раза больше, чем в южной столице.

Надеюсь, читатель почувствовал разницу в оплате услуг теплоснабжения в трех городах Республики Казахстан. Не будем сравнивать средний уровень зарплаты в этих городах, он не в нашу пользу. А вот пенсионеры и другие малообеспеченные граждане, существующие исключительно за счет казны, эту разницу ощущают на своей шкуре в прямом и переносном смысле.

Так, жители Усть-Каменогорска оплачивают услуги по отоплению на 204-167=37 дней дольше, чем в Алматы. Это более месяца. А минимальные пенсии и пособия у граждан, проживающих в этих городах, одинаковые.

Помнится, что в бытность СССР действовал районный коэффициент, учитывающий географическое место проживания и работы граждан. Об этом помнят те, кто работал в те времена. Но это еще не все. В Алматы отопительный сезон не только короче, но и на 8,1-1,6=6,5°С теплее. А средняя скорость ветра зимой на 2,4-1,1=1,3 м/секунду меньше.

Из этого следует, что для сохранения нормативной температуры тела +36,6°С в Усть-Каменогорске необходимы шубы, валенки, шарфы, теплое белье, теплые носки и т.д. Все это не входит в затраты южан.

Кроме этого на холоде, человек в Усть-Каменогорске теряет в 1,572 раза больше калорий, чем в южной столице. Из этого вытекает необходимость восполнения теплопотерь дополнительным приемом пищи, содержащей, как известно, необходимые организму калории для поддержания существования человека. Вот такой расцвел букет проблем, не решаемый все годы независимости. Надеюсь, избранные нами мажилисмены, обладающие правом законодательной инициативы, услышат голос регионов, где зимой холоднее, чем в целом по Республике. И если в частном секторе есть возможность экономить на угле, то граждане, дома которых подключены к центральному теплоснабжению, являются заложниками монополистов и Правительства РК, которое в нарушение конституционного равноправия граждан разделило их на два угнетаемых лагеря: первый лагерь – это потребители, имеющие общедомовые приборы учета теплоэнергии, насильно приобретенные мерители тепла, насильно нам поставляемого в течение 1,0-1,5 часов после того, как температура наружного воздуха повысилась. Дело в том, что при повышении температуры наружного воздуха, температуру теплоносителя понижают на теплоисточнике. Однако в течении 1,5 часов, когда теплоноситель, скорость которого составляет 1,5 м/сек или 5,4 км/час дойдет до дома потребителя, прибор учета фиксирует повышенную температуру теплоносителя, который был в системе теплоснабжения до повышения температуры наружного воздуха. Таким образом, теплопотери дома уменьшились, а Услугодатель продолжает снабжать потребителей теплом, которое в этом количестве уже ему не нужно, но фиксируется прибором учета и, естественно, оплачивается.

Установка в домах автоматических регуляторов температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха не предусмотрена Законом РК о естественных монополиях, с одной стороны, а с другой – это не слишком дешевое удовольствие.

Наличие общедомовых приборов учета теплоэнергии не спасает от обмана потребителей, установивших водомеры горячей воды, которые определяют только объем теплоносителя. Разница в весе и объеме теплоносителя при нормативной температуре подаваемой воды на нужды горячего водоснабжения воды 65-70°С составляет на 1 м3 воды – 2 кг, или 0,002 тн или Q=c*m*t: Q=1ккал/кг*2 кг *70=140 ккал/кг. При объеме потребляемой воды 1500 тн в час или 13140000000 кг, теоретический объем излишне начисляемого тепла составляет:

Q=140ккал/кг*13140000000 кг =13140 Гккал.

При стоимости 1 Гкал 3000 тенге с потребителей могут излишне взыскать 39420000 тенге в год.

Другой лагерь потребителей, «обласканный» Правительством РК – это потребители, не имеющие приборов учета теплоэнергии. 25 января 2012 года Правительство Постановлением № 162 утвердило типовые Правила расчета норм потребления коммунальных услуг по теплоснабжению для потребителей, не имеющих приборов учета. Норма, утвержденная акиматом 18 июня 2002 года Постановлением № 1039 составила 0,23424 Гкал/м2 за отопительный сезон продолжительностью 204 суток, при температуре наружного воздуха в течение отопительного сезона -7,8°С и температуре воздуха в отапливаемых помещениях +20°С.

При этом интенсивность отопления составила следующую величину: D=20-(-7,8)*204=5671,2 градусосуток.

Однако составители Типовых правил, очевидно, читая бодрые сведения статистов об увеличении благосостояния народа, решили, несмотря на глобальное потепление климата, увеличить размер платы за услуги по отоплению, пользуясь СН РК 2.04-21-2004, противоречащему СНиП РК 2.04-01-2001 «Строительная климатология», увеличили продолжительность отопительного периода на 2 суток, а температуру воздуха в отапливаемых помещениях приняли +21°С, вместо предусмотренной ГОСТ «Микроклимат в жилых помещениях» + 20°С.

В результате интенсивность отопления составила следующую величину: D=21-(-7,5)*206=5871 градусосуток. Таким образом, интенсивность отопления увеличилась в 5871/5671,2=1,03523 раза. При этом норма расхода теплоэнергии на отопление 1 м2 жилой площади стала следующей:

Q=0,23424*1,03523 =0,24249 Гккал/м2, т.е. стала на 0,24249-0,23424=0,00825 Гккал/м2 больше. Цена этого нововведения в г. Усть-Каменогорске составила следующую величину:

S=0,00825 Гккал/м2*4555174 м2*3000 тенге/Гкал=112740557 тенге в год или на 24,75 тенге/м2 больше.

Столь смелое проникновение в кошельки потребителей к счастью не состоялось. Дело в том, что норма рассчитанная АО «Казахэнергоэкспертиза» по новым Типовым Правилам, заведомо ущербных для потребителей, в смысле ее неосновательного увеличения, получилась меньше нормы, применяемой местным монополистом АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» с 18 июня 2002 года по 8 апреля 2013 года, т.е. 0,01952 Гккал/м2 вместо 0,01754 Гккал/м3.

В расчете на отопительный сезон 0,21044 Гккал/м2, вместо применявшейся 0,23424 Гккал/м2. Выходит, что в течение 11 лет монополист применял завышенную на 11,31% норму. В расчете на отапливаемую площадь ориентировочная сумма излишне взысканных средств с потребителей составила: 4555174*(0,23424-0,21044)*11*2500 тенге/Гкал=2 млрд.981 млн. тенге.

Чтобы не допустить снижения нормы монополисты совместно с платными экспертами придумали миф о дополнительных потерях в сетях потребителей, сделав норму равной 0,23780 Гккал/м2 за отопительный сезон, неосновательно увеличив тем самым ее.

Однако департамент ВКО по регулированию естественных монополий, руководствуясь доводами автора этих строк и Правилами утверждения норм коммунальных услуг по теплоснабжению для потребителей, не имеющих приборов учета, утвержденных постановлением Правительства РК от 4 декабря 2012 года № 1547, не утвердил предложенную монополистом и экспертом норму.

Приказом № 117-ОД от 8 апреля 2013 года для АО «УК ТС» утверждена годовая норма потребления теплоэнергии в размере 0,21044 Гкал/кв.м, что ниже заявленного уровня на 0,02636 Гккал/м2 за отопительный сезон.

Таким образом, потребители имеют возможность экономить ежегодно следующую сумму:

S=0,02636*4555174 м2*2500 тенге/Гкал=300185967 тенге.

Не смирившись с годовой потерей таких средств, неправедно многие годы взимавшихся с населения, монополист оспорил приказ департамента в суде. Однако суд первой инстанции, а затем и второй инстанции не удовлетворил иск монополиста.

В результате с апреля по октябрь 2013 года потребителям вернули излишне взысканную плату из-за применения завышенной нормы, в размере более 180 млн. тенге. А за период октябрь-декабрь 2013 года потребителям излишне не начислили примерно половину этой суммы. Конечно, монополист, очевидно, дошел до высшей судебной  инстанции, однако данными об этой процедуре владеет, только департамент ВКО по регулированию естественных монополий и сам монополист.

Теперь при повышении тарифа с 1 января 2014 года, завоеванная в боях с монополистом норма работает на потребителей.

По информации монополиста потребность в установке приборов учета теплоэнергии в многоэтажных домах составляет 2196 штук. На конец 2012 года установлено всего 60, т.е. 2,7%. В частных домах при потребности 571 штук, установлено 447 приборов учета или 78,3%.

Всего необходимо установить 2767 приборов учета. Установлено 507 или 18,3%.

Немногим известно, что с потребителей обзаведшихся общедомовыми приборами учета теплоэнергии взимаемая плата за услуги отопления на 20-30% меньше, чем при отсутствии приборов учета. Так что монополист скоро не будет таким богатым, тем более, что потребителям, не имеющим приборов учета при мягкой зиме, должен производиться возврат излишне начисленных и взысканных средств.

В связи с этим хочется напомнить монополистам, что прежние махинации, связанные с перерасчетом стоимости услуг, когда при перетопе начисляли и взимали большую сумму из-за искажения норм ноября, декабря, января, февраля в большую сторону, и не довозвращали значительные средства за апрель, октябрь из-за искажения нормы в меньшую сторону. Как говорится, финансовая пирамида рухнула, ибо согласно новым Типовым правилам норма на каждый месяц отопительного периода рассчитана и утверждена. Возможностей для обмана потребителей монополистом не стало. Однако Правительство РК, утвердив типовые правила все же обмануло потребителей тепловой энергии, не имеющих приборов учета тепловой энергии общим необоснованным завышением норм.

Однако осталась юридическая возможность оспорить упомянутое постановление Правительства РК, так как оно противоречит Закону РК «Об электроэнергетике» в котором установлено, что потребитель оплачивает только потребленную энергию. Уравниловка, провозглашенная в Типовых правилах, когда все одинаково платят за 1 м2 отапливаемой площади, тогда как в отапливаемое помещение подается тепла столько, сколько необходимо для восполнения теплопотерь, которые прямо пропорциональны площади ограждаемых конструкций, а не площади пола квартиры.

Это противоречие Правительством не преодолено и его преодоление в будущем заблокировано разработчиками Типовых правил, которым еще в 2011 году было предложено ввести в Правила поправочный коэффициент, учитывающий место расположение квартир в доме. В угловых квартирах (а это всего 10% площади дома) потребление теплоэнергии в 2,1 раза больше, чем в средних квартирах. Уравниловка действует и в домах, где установлены общедомовые приборы, когда показание прибора учета делится не на число кв. м. ограждающих конструкций, через которые происходят потери тепла, а на число кв. м. площади пола квартиры.

Этот абсурд был выдуман в прошлом веке чиновниками далекими от понимания теплотехнических процессов для удобства вычислений.

Ведь даже бомж, учившийся в прошлом веке в ВУЗе, знает, что количество радиаторных секций, устанавливаемых в каждой комнате, зависит не от площади комнаты, а от количества теплопотерь через ограждающие конструкции, в том числе через потолок на последнем этаже и через пол на первом этаже.

Возможно, следующий состав Правительства РК исправит противоречие Типовых Правил с Законом, который в иерархии нормативных правовых актов находится выше.

Следовательно, Типовые Правила, противоречащие Закону, не должны применяться с момента их утверждения. Уменьшению размера платы за услуги отопления нет предела. И к нему надо стремиться, причем всем.  А как, мы расскажем в следующей публикации.

Э. Датчиков

Восточно-Казахстанский обком КНПК

28.02.2014г. 

Яндекс.Метрика