Home » Аналитика » Поле чудес

Поле чудес

Долги зерновых олигархов спишут за счет бюджета

Новая сельскохозяйственная реформа грозит обернуться скандалом. Хотя еще не завершилось действие программы по поддержке развития агропромышленного комплекса, рассчитанной до 2014 года, минсельхоз уже подготовил новую программу – на 2013-2020 годы. Зачем вдруг в спешном порядке понадобился этот документ?

Официально чиновники радеют исключительно за крестьян, которым не обойтись без новой стратегии, как трактору без солярки. Может, оно так и есть. Но нам представляется, что эта программа написана для того, чтобы под флагом помощи селу списать огромные долги казахстанских «зерновых королей».

Не случайно самым первым в проекте программы идет раздел о так называемом финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий.

Суть в том, что ведущие аграрные компании набрали огромные кредиты в банках и теперь не в состоянии их вернуть. Только просроченная задолженность составляет 211 миллиардов тенге. Реальная же цифра долгового бремени еще больше. И чтобы спасти их, предлагается провести реструктуризацию долгов. В какой форме, еще не понятно. Долги могут списать, могут отсрочить, могут снизить процентную ставку. Но главное, что любая из этих мер требует финансирования из бюджета. По предварительным данным, необходима четверть триллиона (!) тенге.

Чиновники объясняют, что в трудный период государство должно прийти на выручку аграриям. Ведь помогли уже банкирам, строителям, промышленным предприятиям, малому и среднему бизнесу. А теперь, мол, пришла помочь и нашим кормильцам – крестьянам.

Но если правительство так уж печется о крестьянах, то помогать нужно всем одинаково. Те же 250 миллиардов тенге следует распределить в виде субсидий на каждый гектар возделываемых земель. Но вместо этого предлагается схема, при которой помощь получат лишь избранные. И возникает вполне логичный вопрос – кто их будет выбирать и как?

Представьте, что чиновникам дадут право составить список частных компаний, которым предоставят госпомощь. То есть по их усмотрению в это перечень будут включаться или исключаться сельхозпредприятия. И вы скажете, что здесь нет почвы для коррупции?

Но даже если предположить – теоретически — что распределение будет кристально честным, без всяких «откатов», оно все равно не может быть справедливым по определению. Ведь получается, что помогать будут тем, кто больше всех набрал долгов. То есть тех, кто вел разумную финансовую политику, государство проигнорирует, а тех, кто безрассудно набирал кредиты, оно поощрит. Это просто верх цинизма.

У кого самые большие долги – у простых крестьян? Как бы не так. Самыми крупными должниками являются самые богатые агропредприятия, которые контролируют львиную долю отрасли. И на какие цели пошли взятые ими кредиты, на сельское хозяйство или на офшорные счета, неизвестно.

Вся цель затеваемого «оздоровления» – это банальное погашение долгов частных компаний за счет налогоплательщиков. А простые крестьяне тут ни при чем.

Само слово «оздоровление» звучит здесь нелепо. Это все равно, что больного диареей лечить вливаниями воды. Аграрный сектор, действительно, срочно нуждается в оздоровлении. Но лечить нужно не следствия болезни, а ее причины.

Они заключаются в чрезмерной концентрации капитала, которая привела к потере управляемости. На аграрном рынке сформировались несколько гигантских компаний, от которых зависит ситуация в отрасли. Причем гигантскими они стали не потому, что эффективно управляли сельскохозяйственным бизнесом, а потому что агрессивно скупали земли, хранилища – в том числе и за счет кредитных средств. Это колоссы на глиняных

ногах, аналог банка БТА. Он тоже был огромным по размерам активов, но их качество оказалось настолько ужасным, что сейчас его активы ушли в огромный минус.

Также и многие аграрные гиганты – копни глубже их финансовое состояние, и волосы встанут дыбом. И глобальный кризис к их проблемам никакого отношения не имеет. То, что отечественное сельское хозяйство в целом нежизнеспособно и не может стоять на ногах без государственных финансовых костылей – это полная чушь. В стране достаточно процветающих компаний, которые занимаются производством и продажей сельскохозяйственной продукции. Они исправно обслуживают свои кредиты, размеры которых совершенно приемлемы для любого бизнеса.

Так что проблема безнадежных должников – не во внешних обстоятельствах, а исключительно в их внутренних слабостях. Оздоровить аграрный сектор – это значит провести реструктуризацию не долгов корпораций-монстров, а самих этих корпораций. Нужно создать здоровую конкуренцию, чтобы земли эффективно работали. Кризис в финансовой системе наглядно показал, к чему может привести чрезмерная концентрация капитала. Государство боится обвала любого из «системообразующих» банков. И поэтому вынуждено поддерживать тот же БТА.

И в сельском хозяйстве мы создаем ту же модель. Государство будет постоянно зависеть от состояния «системообразующих» компаний. И всякий раз будет бежать по их первому зову, как только они почувствуют финансовый голод.

Между тем, многие собственники ведущих казахстанских агропредприятий имеют бизнес в России, скупая там земли и вкладывая деньги в их обработку. И вполне может случиться так, что туда перекочует и выделенная им в Казахстане госпомощь. Иными словами, казахстанский бюджет будет работать на частные зарубежные инвестиции.

В общем, наш прогноз касательно новой реформы крайне неутешителен. Она завершится тем, что бюджетные деньги будут потрачены впустую. Хуже того, проблема аграрного сектора только усугубятся. Если кто и «оздоровится», так это отдельные лица.

Источник: http://vmeste.com.kz

Яндекс.Метрика