Home » Партийная жизнь, Южно-Казахстанский обком » «Повысить статус Учителя в обществе и обеспечить реальную Заботу ученикам!»

«Повысить статус Учителя в обществе и обеспечить реальную Заботу ученикам!»

В Шымкенте под эгидой Южно-Казахстанского обкома КНПК , прошел Круглый стол на тему «Сколько стоит бесплатное образование?» с участием представителей партий, НПО, государственных структур, общественных деятелей и активистов обкома КНПК. Мероприятие освещалось местными и региональными СМИ.

Модератором были обозначены основные  темы дискуссии, такие как продолжающиеся факты поборов в школах на ремонт, очереди за учебниками и школьной формой, недостатки организации горячего питания школьников, аварийное состояние школ и т.д. Также были приведены некоторые результаты аналитических исследований в сфере образования РК, ЮКО  и  опросов в средних школах  г.Шымкент, Арысского, Ордабасинского, Сайрамского и Сарыагашского районов ЮКО, проведенных активистами райкомов, горкомов обкома КНПК.

В частности было акцентировано внимание участников на факте выделения МОН 8,3 млрд. тенге на покупку учебников, которых как оказалось все равно не хватает для полного обеспечения школьников. По ЮКО на учебники было выделено 1 млрд.400 млн. тенге, но проблемы с обеспечением остаются в Сарыагашском, Махтаральском и Ордабасинском районах. По обеспечению бесплатным горячим питанием МОН называло цифру о 2-х миллионах школьников, но факты показывают, что многие родители пока вынуждены платить от 150 тенге за обед в школе. По ЮКО официально охвачены горячим питанием 377838 школьников, что составляет 69,5 процентов из общего числа.

Не менее серьезной является проблема подготовки школьников к школьному сезону, которая по средним расчетам составляет 35-50 тысяч тенге на 1 ребенка, при средней зарплате обычной семьи бюджетников 60-80 тысяч тенге. Есть факты о том, что многодетные семьи вынуждены брать кредиты для подготовки детей в школу.

Наряду с проблемами материального обеспечения и питания, для дискуссии участников были предложены вопросы деятельности родительских комитетов и взаимоотношений между учителями и учениками, а также учителей с родителями школьников.

Участники поделились своими мнениями.

Байгутов Н. Т., заместитель начальника областного управления образования: «По области 1022 школ. Имеются 48 аварийных школ, из них в 32 проводится капремонт. 66258 детей в этом году пошли в 1 класс. Остаются 20 трехсменных школ. По области работают около 60 тысяч учителей. По учебникам также недовольны качеством, по обеспечению остаются проблемы в 3 районах, решаем через взаимообмен. По горячему питанию решается комиссионно, конечно не везде можем, есть буфеты. По сбору денег родителями, мы запретили собирать, будем увольнять директоров школ по таким фактам. Идут пилотные проекты, по нашей области 19 школ, где создаются попечительские Советы при школах, куда войдут и родительские комитеты и независимые граждане, которые будут решать вопрос распределения финансовых средств.

М.Давесов, общественный деятель: «Меня интересует вопрос соблюдаются ли как в советский период нормативы питания в школах, калорийность и т.д. Частные предприниматели не обладают должной культурой ведения бизнеса, можно ли доверить им школьное питание. Нельзя ли вернуться к государственному общественному питанию.

Н.Кадыркулов, 1-й секретарь ЮК обкома КНПК: «Как то недостаточно регламентированы права родительских комитетов , и настораживает факт их участия в сборе средств на ремонт и комиссии.

К. Ибраев, филиал партии «Ақ жол»: «Есть факты сбора денег с учителей на разные проверяющие комиссии. Пока коррупция будет, сложно будет поднять авторитет учителей, которые стали зависимы от начальства. Подготовка и издание учебников стало бизнесом, занимаются посторонние люди. Качество низкое.

М.Тастанбеков, отдел образования Сайрамского района: «По вопросу поднятия авторитета учителей. Вот приезжают молодые кадры в село, а там нет жилья, поэтому они стремятся в города. Предлагаю решить вопрос обеспечения молодых кадров через выделение арендного жилья из местного фонда или предусматривать их  при строительстве новых типовых школ. Еще проблема, это массовый перевод 10-11 классников из городов в села связанные с сельской квотой, нужен какой то заслон. И последнее, чтобы привлечь мужчин-педагогов в школы, особенно в начальные, нужно вводить какие то льготы или доплату для них.

Ж.Сейтинбет, ОО «Институт демократического развития»: «Идет духовная деградация общества, молодежь мало читает книги, не знает своих известных деятелей прошлого и настоящего. Очень слабые есть и среди молодых педагогов. Не знают М.Жумабаева, Байтурсынова, Шаханова.

Р.Досметов. ветеран КНПК: « Вопрос проезда школьников из многодетных семей надо также решать, очень накладно. Ходатайствовать нужно перед акиматами.

М.Акбердиев, партия «Нур Отан»: «Сложные проблемы есть в образовании. Вот по учителям-мужчинам нужны какие то льготы для их привлечения и удержания. Еще насколько законны все эти буфету в школах, где продаются кока-кола, пирожки и т.д.»

По итогам Круглого стола были выдвинута резолюция, содержащая конкретные предложения:

  • Провести анализ потребности казахстанских школ в учебниках. Создать условия для своевременного и полного обеспечения всех школьников бесплатными учебниками.Ежеквартально отслеживать потребность в учебниках. Сделать процедуру закупа учебников прозрачной. Ввести обязательную отчетность МОН в СМИ о затратах на покупку учебников.
  • Законодательно закрепить норму об обязательном бесплатном горячем питании учеников 0-4 классов.
  • Регламентировать деятельность родительских комитетов. Прописать основные функциикомитетов.
  • Выделять родителям субсидии на покупку школьной формы и специальныхучебных материалов. Субсидии могут быть выражены в виде госзаказа на изготовление школьной формы с последующей перепродажей по более низкой цене.
  • Разработать и ввести «Этику поведения учителей и родителей», где прописать основные правила,регламентирующие взаимоотношения учителей и родителей, а такжеспособы разрешения конфликтов.
  • Для закрепления молодых педагогов в сельской местности, особенно прибывших по направлению, предусмотреть выделение арендного жилья из местного жилищного фонда.
  • При строительстве новых типовых школ предусмотреть строительство жилья для молодых специалистов.
  • Для привлечения в школы, особенно начальные, мужчин – педагогов, рассмотреть дополнительные льготы или доплату к основной зарплате.

 Из материалов ЮК обкома КНПК

Яндекс.Метрика