Home » Западно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Предшественник Маркса.

Предшественник Маркса.

 «Никогда еще, с тех пор как люди мыслят, не было такой всеобъемлющей системы философии, как система Гегеля».

 

 Ф.Энгельс

 

Гегель родился в городе Штутгарт 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного финансового чиновника — Георга Людвига Гегеля . В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт. О многогранных интересах будущего философа мы узнаем по его обширным выпискам из прочитанных книг, дневникам и научным трудам. Гегель с большим старанием изучал литературу, историю, математику, философию, педагогику и т.д.В 1788—1793 будущий великий философ учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Здесь Гегель подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином, был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом “дерево свободы”. Позже Гегель так писал о Французской революции: «… это был великолепный восход солнца. Все мыслящие существа праздновали эту эпоху. В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром». В 1793 году Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создает так называемые “теологические работы”, опубликованные лишь в 20 веке – “Народная религия и христианство”, “Жизнь Иисуса”, “Позитивность христианской религии”.

В 1799 году после смерти отца Гегель получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической карьерой. С 1801 года он становится преподавателем Йенского университета,  сотрудничает с Шеллингом в издании “Критического философского журнала” и пишет работу “Различие между системами философии Фихте и Шеллинга”, в которой поддерживает Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 году он защищает диссертацию “Об орбитах планет”. Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию. В 1807 году он публикует “Феноменологию духа”, первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов “Феноменологии” (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) – “диалектика раба и господина” как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция “несчастного сознания” и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором “Бамбергской газеты” в Баварии. Несмотря на умеренный характер публикаций, газета вскоре закрывается по цензурным соображениям. С 1808 по 1816 годы Гегель – директор гимназии в Нюрнберге. В 1811 году он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ – “Науку логики” (в трех книгах – 1812, 1813 и 1815 гг.).

В 1816 Гегель возвращается к университетскому преподаванию. До 1818 он работает в Гейдельберге, В 1818 году Гегель принял предложение министра народного просвещения Пруссии Карла Альтенштейна занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета. Здесь он публикует свои «Основания философии права» (1821). Основным занятием Гегеля стало чтение лекций. Его лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей его студентов. Его слава росла, а лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов. С трудом подбирая слова при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. В 1817 Гегель издает первый вариант “Энциклопедии философских наук”, состоящей из “Науки логики” (так называемой “Малой логики”, в отличие от “Большой логики” 1812 – 1815 гг.), “Философии природы” и “Философии духа” (при жизни Гегеля “Энциклопедия” дважды переиздавалась – в 1827 и 1833 гг.). В Берлине Гегель становится “официальным философом”, хотя и не во всем разделяет политику прусских властей. Он публикует “Философию права” , ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников. В 1830 году Гегель назначается ректором Берлинского университета. В 1831 король Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, но в октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, ошибочно решив, что эпидемия закончилась. 14 ноября 1831 года в возрасте 61 года он умер. После смерти Гегеля  последователи великого философа издают его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.

Гегель долго шел к своей философской системе, но стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей и преследователей. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии, первым различает гражданское общество и политическое государство,Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей.  Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант,   Гегель справедливо упрекал его в том, что он пытался представить  их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Обладая энциклопедической образованностью, Гегель сумел достичь величайших обобщений на пути сведения к единому принципу различных отраслей человеческого знания.Философская система делится Гегелем на три части: логика, философия природы, философия духа.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождества мышления (сознания) и бытия. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.

Исследователи биографии К. Маркса и Ф. Энгельса отмечают, что большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Гегель и Фейербах.   В начале своей научной и общественно-политической деятельности Карл Маркс и Фридрих Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам. Созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие общественных процессов в мире. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для борьбы друг с другом. Так, например, Гегель использовал для борьбы с материализмом, а Фейербах вместе с идеализмом Гегеля отвергал и диалектику. А диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.  

Философское наследие Гегеля наложило заметный отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Взгляды Гегеля послужили теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского. 

 

Султанбек Султангалиев

Уральск ЗКО

Яндекс.Метрика