Home » "Коммунист Казахстана" » Проблема не в законах

Проблема не в законах

Не раз приходится слышать: мол, законы у нас хорошие, а вот исполнение, к сожалению, хромает.
Увы, зачастую исполнение законов попросту невозможно – из-за того, что чиновники не приняли соответствующие нормативные подзаконные акты
Для человека несведущего такой подход может показаться несущественной деталью. В самом деле, казалось бы, ну что страшного в том, что одна какая-то бумажка «застряла» где-то на инстанциях. Но к несчастью,именно эти застрявшие бумажки нередко очень сильно осложняют жизнь всем нам. К примеру, новый Налоговый кодекс фактически начал действовать лишь через полгода после его принятия
– потому что всевозможные должностные инструкции, распоряжения и приказы все эти полгода разрабатывались и утверждались. Порой ситуации и вовсе доходят до абсурда. Не секрет, что во многих госучреждениях, особенно в регионах, отказываются принимать у граждан паспорта, требуя исключительно удостоверение личности.
И это, кстати, вовсе не потому, что паспорт гражданина Республики Казахстан не действителен внутри страны,а всего лишь потому, что в должностной инструкции в перечне документов указали «удостоверение личности».
Хотя Гражданский кодекс четко оговаривает список документов, по которым можно удостоверить личность и совершать различные гражданско-правовые сделки. И паспорт в этот перечень входит.
Подобных «казусов», нестыковок между законами и подзаконными актами – великое множество. И уже не раз поднимался вопрос о том, как с этими проблемами бороться.В разные годы депутаты парламента предлагали правительству вносить законопроекты уже с пакетом необходимых подзаконных актов.
Здравое зерно в таком предложении, конечно, было: законотворческий орган, коим и является парламент, мог бы одновременно «шерстить» и сам законопроект, и прилагающиеся к нему подзаконные документы,
убирая нестыковки и вычищая лишнее. Однако для этого пришлось бы, во-первых, менять конституцию страны, ну а во-вторых, законотворческий процесс растянулся бы на очень долгий срок, поскольку депутаты буквально погрязли бы в бумагах.
Оптимальное решение предлагают министерству юстиции депутаты от Коммунистической Народной партии Казахстана. Подметив, что Минюст уже внедрил на своем сайте электронную базу данных по разрабатываемым законопроектам (к которым любой желающий может оставить свои комментарии и внести предложения ) ,они предлагают сделать следующий шаг, используя современные коммуникационные возможности с максимальной пользой для народа.
– Целесообразно создать Единый портал для общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, -считает мажилисмен Турсунбек Омурзаков. – Такой портал мог бы стать диалоговой площадкой государственных органов с гражданами. Любой желающий: бизнесмен, учитель, врач, студент, пенсионер, мог бы выразить свое мнение по каждому проекту. При этом ему не надо было посещать сайт каждого министерства в поисках интересующей его темы. Более того, необходимо обязать государственные органы в обязательном порядке рассматривать каждое предложение.
Стоит отметить, что такая система фактически общественной экспертизы успешно практикуется во многих странах, причем не только в Европе. В начале 2012 года в соседней России начал работу портал «Единое правительство», на котором ведется активное обсуждение правительственных инициатив и предлагаемых к принятию законов. Больше того – граждане представили почти две тысячи своих авторских законопроектов.
Польза от такого подхода огромна. С одной стороны, общество видит работу правительства и знает о предлагаемых новшествах. С другой – правительство получает «ответную реакцию», и может оперативно, еще на стадии разработки документа, увидеть его проблемные места и внести корректировки, дабы в будущем избежать недовольства граждан. Тем самым, налаживается четкая и постоянная связь государства и общества, и каждый казахстанец сможет лично внести свой вклад в формирование такой правовой базы, которая действительно нужна гражданам.

Асия Гагарина

Яндекс.Метрика