Home » "Коммунист Казахстана" » Проблемы государственного и частного образования в Казахстане

Проблемы государственного и частного образования в Казахстане

С 1 сентября  в  Караганде подорожало высшее образование. К примеру, в прошлом году те, кто получают самую дешевую специальность, платили около 30 тысяч тенге. А теперь новоиспеченным студентам придется отдавать своей альма-матер не меньше 340 тысяч тенге за востребованную специальность.

Повышать расценки на обучение в ВУЗах требует закон. По нему оплата для студентов, которые поступили на коммерческое отделение, не может быть меньше цены образовательного гранта. А он в этом году значительно подорожал – до 340-370 тысяч тенге.  В мед.университетте – 600-700 тысяч тенге. Поэтому институты и университеты были вынуждены пересмотреть прейскурант цен. Причем это не зависит от того, является ли вуз государственным или частным.

Тему образования, повышение его стоимости, качество образования и другие сопутствующие вопросы обсуждались на круглом столе, организованном Карагандинским обкомом КНПК.

– Молодежь – это будущее страны, образованная молодежь – это счастливое будущее страны, – такими словами открыл заседание и.о.первого секретаря обкома Александр Зевахин.

– Несколько лет работая с молодежью, заметил, как нелегко  живется ей. После школы устроиться на работу практически невозможно, потому что необходимо образование: колледж или университет. А образование платное, что далеко не всем по карману. Вот и вынуждены молодые ребята заниматься  низко квалифицированным, мало оплачиваемым трудом, либо зависеть от родителей. Но и родители не у всех обеспечены. Как быть молодым людям, как получить образование, от которого во многом зависит их дальнейшая жизнь, то есть престижная работа, достаток, самостоятельность, в перспективе создание своей семьи?

Это очень серьезный вопрос, который нужно рассматривать не в частном порядке, а на уровне государства. Первого сентября молодые активисты Карагандинского обкома КНПК провели флэш-моб против повышения стоимости высшего образования. Очень  много молодежи из числа студентов и школьников присоединились к нам. Времена советского прошлого, когда образование было бесплатным и на должном уровне, бесследно прошли. Раньше поступить в институт не было проблемой, пожалуйста, учись, было бы желание. На предприятиях, где работали молодые люди, профком  всячески содействовал тому, чтобы молодые рабочие поступали на заочное отделение и получали высшее образование. Советский Союз тогда занимал первые ряды по доступности и качеству образования, считался одним из образованнейших государств. Сейчас картина иная. Поэтому участникам круглого стола предлагаю обсудить следующие темы:

  1. Проблема повышения цен на образование
  2. Социальный статус учителей и преподавателей
  3. Проблема качества образования
  4. Проблемы современных студентов

Маргарита Дорофеева, активистка обкома и недавняя выпускница КарГУ, продолжила  обсуждение:

–  Образование стоит немалых денег, а с этого учебного года расценки повысились. И думаю, что это не передел. Единственный шанс на бесплатное образование – получить грант.

Но и  гранты в целом на ситуацию не влияют. Их получает лишь небольшая часть абитуриентов. Остальным приходится платить. К примеру, на учебу в КарГУ получили гранты в этом году всего 393 человека. А ежегодный набор этого вуза составляет 10 тысяч молодых людей.

Выходит, высшее образование – бизнес, при этом неконкурентоспособный настолько, что нуждается в кардинальных, а скорее в радикальных реформах. Слабые игроки должны отмирать – полторы сотни неэффективных предприятий на рынке образовательных услуг Казахстану ни к чему.

Высшее образование в Казахстане: цена без качества и знаний.

Итак, стоимость обучения в вузах высокая, а уровень знаний, увы, далек от среднего.

Что влияет на этот фактор: отсутствие научно-лабораторной базы, низкий социальный статус научно-педагогических кадров, низкая зарплата педагогов (в среднем 62 тысячи), квалификация преподавателей не соответствует требованиям сегодняшнего дня, система высшего образования коррумпирована, как и государства в целом.

Большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Низкое качество знаний студентов Казахстана грозит повторением ситуации в арабских странах – большое количество «как бы образованного» безработного молодого населения. Вторым по значимости показателем является повышение  уровня современных знаний преподавателей вузов. Третье, казалось бы, на прямую не имеющее значение явление – отсутствие мест в общежитиях, из-за чего студенты должны снимать квартиру, плата за которую, увы, не мала.

Интересно, кому по карману высшее образование для детей? А если в семье несколько детей, как их выучить?  По статистике казахстанец, имеющий доход  около  тысячи долларов на человека в месяц, считается представителем класса выше среднего. Значит, месячный совокупный доход семьи  этого класса, имеющей троих детей, должен быть не меньше пять  тысяч долларов в месяц. А много ли таких семей?

Стипендия в вузах мизерная, на нее невозможно просуществовать и пару недель. Не слаще живут и преподаватели вузов, особенно молодые. Им на свою зарплату педагога не под силу купить жилье или выплачивать ипотеку.

Николай Кучма, преподаватель, член Бюро обкома рассказал о введении кредитной системы и ее недостатках. Главным из которых является сокращение  времени обучения, за 50 минут преподаватель не успевает в полном объеме  раскрыть тему или провести проверку знаний студентов. Самостоятельная работа студе6нтов, так называемые СРС  – обыкновенная фикция, к ней студенты не готовятся, преподаватели не проверяют. К тому же, многие грантники отлынивают от учебы, а на их месте могли оказаться более заинтересованные  ученики. Часто наблюдал такой момент, что поступив на грант, студент  не уделяет должного времени подготовке к занятиям, теряет интерес к учебе.

Кредитная система обучения

Участники стола: Л. Близнюченко, Б.Кункаев, А.Пулов, К.Аубакирова продолжили обсуждение, высказывали свои мнения и предложения.

По итогам работы круглого стола была принята резолюция, которую направили в Правительство.

Наши предложения:

  1. Увеличение зарплат учителей и преподавателей в 2-3 раза;
  2. Пересмотр реформы образования в вузах;
  3. Повышение уровня современных знаний преподавателей вузов;
  4. Повышение стипендии;
  5. Увеличение количества выдаваемых грантов.

Коммунисты-народники  выступают за качественное и доступное образование – таково резюме заседания по проблеме государственного и частного образования в Казахстане.

Пресс-служба Карагандинского обкома КНПК

Яндекс.Метрика