Home » Астанинский горком, Партийная жизнь » Проблемы сельской молодежи

Проблемы сельской молодежи

Одной из тревожных тенденций казахстанского общества является увеличивающийся разрыв в положении различных групп молодежи, имеющих разный уровень социального развития и социальный статус. Речь идет о сельской молодежи, преобладающее большинство которой составляет казахскоязычное население.

Помимо этого, в формировании сельского образа жизни почти отсутствует сервисный, инфраструктурный компонент. Эта часть молодежи имеет довольно серьезные социальные ожидания, связанные с получением государством независимости (неудовлетворенность положением родного языка, состоянием национальной культуры и образования, социальными проблемами), и вырабатывает соответствующую стратегию поведения. Вне зависимости от того, насколько эти ожидания на сегодняшний день реалистичны и выполнимы, они уже существуют, имеют тенденцию к усилению и являются серьезными вызовами для современного Казахстана.

Вопросы сельской молодежи в нашей Республике стоят остро. В частности это четыре основные проблемы:

– вопросы трудоустройства сельской молодежи;

– проблема образования в сельской местности;

– отсутствие досуга;

– недостаточный уровень развития в сельской местности.

Еще один вопрос, который наблюдается в Казахстане повсеместно – это отток сельской молодежи в города, за счет чего наши деревни не развиваются. Отсутствие развитой инфраструктуры вынуждает молодых людей ехать в город в поисках «лучшей жизни».

В Казахстане действует организация «Союз сельской молодежи», которая занимается проблемами сельской молодежи. Наиболее важными задачами данной организации являются социальные вопросы, проблемы в области образования, проблемы досуга молодежи. Объединение «Союз сельской молодежи» старается решить проблемы сельской молодежи вместе с государством и всячески поддерживает молодое население в селах и в городе. К примеру, эта организация может консультировать приезжих из деревень по вопросам трудоустройства: подсказать, где есть вакансии, где востребован специалист. До тех пор, пока молодежь села не будет чувствовать поддержку со стороны таких организаций и общества в целом, отток из села в города не прекратится.

Анализируя активность таких организаций, следует заметить, что их роль малоэффективна в решении обширных вопросов. В основном молодежные организации слабо взаимодействуют как с молодежью, так и с государством. Приходится констатировать, что молодежные организации не отражают реальной социальной структуры общества; многие молодежные организации не представляют интересов большинства молодежи, не имеют четкой направленности в своей деятельности, все больше превращаясь в манипулятивный инструмент для достижения определенных целей.

Существование таких организаций, безусловно, облегчает положение сельской молодежи. Однако проблема заключается в том, что эти объединения мало знакомы обществу и многие даже не знают о существовании такого союза. Для того, чтобы реально помогать сельской молодежи, общественные объединения должны чаще заявлять о себе и быть более узнаваемыми в общественной среде.

Если делать сравнительный анализ со статистикой прошлых лет, то в нынешнее время наблюдается массовое переселение молодежи из села в город. Разница заметна между численностью городской и сельской молодежи по возрастным группам: в целом на начало 2011 года по численности сельская молодежь (1542,9 тыс. человек) превышала городскую (1486,1 тыс. человек). Однако, если в возрастной группе 15-19 лет в настоящее время преобладает сельское население, то в группе 20-24 года преобладает городское население. Это происходит по причине миграции молодежи от 20 лет и старше из села в города за получением образования, поиском работы и трудоустройства на рабочие места в городе, а также для улучшения материального благосостояния и качества жизни. Молодежь мигрирует также из-за неразвитости социальной инфраструктуры в сельской местности и желания обеспечить себе большие возможности в обустройстве жизни.

Сравнивая уровень жизни сельской и городской молодежи, в первую очередь хочется обратить внимание на среднюю заработную плату. По официальным данным в Казахстане минимальная зарплата в 2013 году – 18 660 тенге. И этот показатель одинаков по всей стране. Хотя в реальной жизни мы видим существенную разницу в зарплате городских и сельских работников. Эту проблему пытаются решить на государственном уровне, однако, пока тщетно.

Также одна из важных проблем на селе – это решение вопроса досуга молодежи. На первый взгляд, это может показаться несерьезной ситуацией. Однако, эта проблема чревата последствиями. Именно из-за неимения  работающих учреждений культуры, молодежь на селе часто вступает в радикальные течения религии. Из-за отсутствия организованных условий времяпрепровождения, возникает проблема религиозного экстремизма. Для сельской молодежи важно дать хорошую качественную альтернативу. В частности, необходимо проработать вопрос модернизации объектов культуры, образования и спорта.

Из опыта западных государств видно, что развивая крупные мегаполисы, государство не меньше внимания уделяет развитию сел. В первую очередь, это связано в агрокультурой. Ведь общеизвестно, что именно деревня является поставщиком жизненно важных продуктов питания (мяса, молочных продуктов). Для того, чтобы не закупать их с за рубежа, стране выгодней развивать сельскую местность, которая в последующем будет поставщиком пищевой продукции в крупные города. Развивая эту схему, государство решает и проблему занятости в сельской местности для молодежи, в первую очередь.

Для того чтобы сельская молодежь могла работать  им необходимо получить профессиональное образование. К примеру, почему бы в районном центре не открыть профессионально-техническое училище или курсы для подготовки рабочих, в котором готовят специалистов нужных отраслей для села. В этой проблеме сельская молодежь нуждается в помощи государства. Руководство страны должно оказывать поддержку во всех отраслях – от организации бизнеса до реализации продукции.

Возможно, понаблюдав за развитием села на Западе, правительство страны утвердили несколько  государственных программ для поддержки молодежи на селе. Одной из них является государственная программа «С дипломом – в село!». Данный проект создан  с целью реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки и стимулирования работников социальной сферы сельских населенных пунктов». Согласно этому закону предусмотрено предоставление мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты. Цель программы «С дипломом – в село!» – донести до целевой аудитории основные идеи государственной поддержки специалистов социальной сферы на селе. В данном Проекте принимают участие не только выпускники учебных заведений, только что получившие дипломы, но и специалисты со стажем, которые приехали в село для работы и проживания в течение не менее пяти лет. В 2012-2014 годах в рамках реализации проекта “С дипломом – в село!” в сельскую местность для работы и проживания планируется привлечь более 16 тысяч специалистов. Для обеспечения всех мер поддержки в бюджете страны в полном объеме предусмотрены необходимые средства в размере более 20 миллиардов тенге.

Согласно этой программе наибольшее количество специалистов социальной сферы было привлечено в села Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областей. Но, как и прежде, в некоторых аулах, особенно в отдаленных, не хватает учителей, врачей,

работников культуры, спорта и социальной защиты.

Все пункты этой программы хороши лишь на словах. Аулы и небольшие населенные пункты скудеют. Молодежь стремится уехать в город, где больше жизненное пространство, лучше элементарные коммунальные условия, богаче социокультурный фон.

На самом деле молодежь совсем не торопится ехать в деревни. Есть немало сдерживающих факторов. Чтобы вернуться в родное село, нужны очень веские причины. А их пока не так много. Минусов больше: низкая заработная плата, отсутствие благоустроенного жилья, клубов, питьевая вода в колонке и удобства во дворе. Нет Интернета, молодежных развлекательных центров. Все это энтузиазма не вызывает. Опросы, проводимые регулярно в вузах, показывают, что из-за неустроенности быта и туманных перспектив молодежь не очень-то желает лично участвовать в развитии села. Юноши и девушки, проведя студенческие годы в городе, быстро привыкают к его преимуществам перед аулом.

Вопрос молодежной политики здесь – это вопрос будущего и, по большому счету, выживания многих населенных пунктов. Это обнадеживает, когда отношение к стратегическому вопросу становится более серьезным. Для повышения статуса сел нужны долгосрочные региональные программы, госзаказ, должная информационная и материальная поддержка действующих молодежных общественных организаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее важными  для сельской молодежи являются проблемы, связанные с ограниченными возможностями реализации себя в трудовой деятельности. Таким образом, выявляется круг основных причин миграции молодежи из села в город: безработица, слабо развитое жилищное строительство, низкий уровень культурного, медицинского и торгового обслуживания.

Стремление жить в больших городах имеет глубокое социально – экономическое обоснование:  уровень трудовой занятости населения, развития различных форм социальной защиты, жилищных условий в них выше, чем в сельской местности. На сегодня  крупный город в современном Казахстане предоставляет молодежи большие возможности социальной реализации.

 

Список использованных источников:

 

  1. Официальный сайт министерства труда РК www.enbek.kz
  2. Официальный сайт агентства статистики РК www.stat.kz
  3. Комитет по делам молодежи www.edu.gov.kz
  4. Официальный сайт ОО «Союз сельской молодежи» www.youth.kz

 

 

 

 

 

 

Второй секретарь

Астанинского горкома КНПК

Оразханов Н.А.

27.09.2013г.

Яндекс.Метрика