Home » Западно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Роль партии в социальной жизни общества и государства

Роль партии в социальной жизни общества и государства

В данной статье мне хотелось бы затронуть тему взаимодействия общества и государства в политическо – партийном аспекте, а именно роли КНПК в развитии общества и страны в целом.

Прежде всего, совершим краткий экскурс в саму суть вопроса. Общество и государство, их соотношение — кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства, и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и возникшей вследствие этого классового противостояния. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение.

Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. По своей глубинной сути государство — явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным,, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества — на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Классики марксизма-ленинизма не один раз в своих работах обращались к понятию государство. Они считали, что важнейшим в понятии государство является, рассмотрение его классовой природы. Государство, по их мнению, возникло как продукт классового общества и по своей сути является средством, сдерживающим классовые столкновения и защищает интересы, прежде всего господствующего класса,

Мне видится, что наша Коммунистическая Народная партия Казахстана, как и весь институт политических партий в целом служит звеном между обществом и властью. И оттого как работает это передаточное звено и как реагирует власть, зависит благополучие общества и успешность развития государства в демократическом ключе.

Можно с уверенностью утверждать: КНПК как политическая сила выражающая интересы определенных социальных стратов общества- состоялась. И наша общественная функция как партии защищающей интересы социально уязвимых слоев населения успешно выполняется. Это чувствуется и по посещениям гражданами наших общественных приемных, и в негласной поддержке со стороны простого народа, и в многочисленных депутатских запросах членов фракции «Народные коммунисты» и в том, что наша партия оказалась единственной политической силой в стране официально, на государственном и республиканском уровне, выступившая против повышения пенсионного возраста для казахстанских женщин, и в организации акций протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги.

На сегодняшний день наша роль заключается в привлечении широкого общественного внимания к ошибкам и просчетам существующей власти, острой критике непродуманных действий государственных органов приносящих вред социально-экономическому развитию страны и усугубляющих и без того нелегкое положение трудящихся масс, а так же в непосредственной помощи гражданам в решении их повседневных жизненных проблем.

Подобный подход, проникнутый духом народных и государственных интересов, начисто лишенный дешевого популизма и критиканского PR обусловлен коммунистической идеологией, патриотической гражданской позицией КНПК. Такой генеральный курс партии, неизменный с момента образования в 2004 году служит надежным гарантом признательности со стороны трудящихся и успешного будущего Коммунистической народной партии, коммунистического движения на политической арене Казахстана.

Ержан Даулетов

Первый секретарь Западно-Казахстанского обкома КНПК

На фото автор.

Яндекс.Метрика