Home » "Коммунист Казахстана", №30//13.09.2013 » САМОЗАНЯТЫЙ – ЭТО БЕЗРАБОТНЫЙ, ТОЛЬКО В ПРОФИЛЬ

САМОЗАНЯТЫЙ – ЭТО БЕЗРАБОТНЫЙ, ТОЛЬКО В ПРОФИЛЬ

Развивать казахстанские моногорода мешает безработица. Этот факт признал на заседании правительства замглавы министерства регионального развития Каирбек Ускенбаев. И, если назвать безработное население самозанятым, ситуация почему-то лучше не становится.    

Высокие показатели уровня безработицы по сравнению со средним уровнем по республике наблюдаются в городах Аркалык, Кентау и Аксу, – отметил Ускенбаев.

Кроме того, моногорода лидируют по показателям самозанятого населения. Это все тот же Аркалык, а также Жетикара, Жанатас, Каратау и  пр. Решить проблему, по мнению первого вице-министра, можно, проведя в этих регионах масштабную работу по созданию т.н. «якорных» (несырьевых инвестиционных проектов не менее, чем на сотню рабочих мест), организации вспомогательных и обслуживающих предприятий, размещению там национальными компаниями вспомогательных и обслуживающих производств. А также  привлечением стратегических инвесторов, способных вложить средства в существующие предприятия и размещением в моногородах госзаказа.

В 2013 году на развитие моногородов в бюджете предусмотрено около 19 миллиардов тенге. Большая половина из них – 10 миллиардов тенге (54%)-  уже выделена. Средства предназначены на диверсификацию экономики и борьбу с безработицей, которая пока что ведется с переменным успехом.

 Согласно специальной программе, поправки в которую были презентованы Ускенбаевым в правительстве, в моногородах Казахстана планируется реализовать около 50 проектов с созданием более 25 тысяч рабочих мест. Объем вкладываемых инвестиций составит около 950 миллиардов тенге.

 – Согласно программе, акиматы должны обеспечить реализацию не менее одного якорного проекта, – отметил вице-министр. – Это очень важный вопрос, который персонально закреплен за акимами моногородов.

 Пока в эксплуатацию введены только 9 проектов в Аркалыке, Балхаше, Жесказгане,  Степногорске, Хромтау и Экибастузе. Еще 32 находятся на стадии проектирования документов и оборудования.

Премьер-министр Серик Ахметов согласился с тем, что предложенная программа нуждается в серьезной корректировке. Особенно, по его словам, это касается действий акимов на местах.

Премьер попенял, что по большей части административная власть моногородов занимается развитием инженерной и социальной инфраструктур. А вот главной цели, самой диверсификации экономики этих городов, по его словам, внимания уделяется явно недостаточно. А ведь без развития предпринимательства, создания рабочих мест и расширения малого и среднего бизнеса развитие этих населенных пунктов невозможно, сколько денег туда не вливай.

А вот депутат-коммунист Айкын Конуров считает, что проблем в моногородах, в том числе кадровых и психологических, намного больше, чем кажется на первый взгляд. И исключительно инвестированием инновационных проектов их не решишь.

Проблема, прежде всего, в том, что имеющийся кадровый потенциал моногородов (если он, конечно, есть) устарел, – говорит народный избранник. –   Если сейчас будут запускаться производства, то наверняка это будут, упрощенно говоря, не те станки, на которых эти люди раньше работали в советское время. Технологии уже давно шагнули вперед. Поэтому, я думаю, остро встанет вопрос обучения этих кадров, чтобы они могли реально работать на этих предприятиях.

Для примера Конуров сослался на ситуацию в индустриальном парке Астаны, где не среди работников, а за работников идет серьезная конкурентная борьба.

Люди перетекают из одного проекта в другой, потому что более качественной рабочей силы найти невозможно, – отмечает депутат. – Других таких специалистов, обученных, которые уже готовы работать, там просто нет.  А ведь  основная тенденция у промышленников на сегодняшний момент такая – «мы набираем рабочих не для того, чтобы учить, а для того, чтобы они работали». Им нужны готовые кадры.

В общем и целом получается, что правительственная схема работы сейчас больше всего напоминает телегу, позади которой аккуратно впрягается лошадь. Средства на создание рабочих мест заложены, но не закладываются деньги на обучение и повышение квалификации рабочих.  В последние годы государство, конечно, спохватилось, и занялось формированием специального госзаказа  для вузов и средне-специальных учебных заведений по подготовке кадров как высшего, так и среднего звена. Но вопрос своевременности остается открытым.

Тут однозначно получается разрыв, – считает коммунист. – Потому что это было сделано не вовремя, и пока эти кадры будут готовы, придется ждать. Наши заводы войдут в строй быстрее, чем они адаптируются.

Сложности могут возникнуть не только с безработными казахстанцами, но и с самозанятыми.

Я разговаривал с людьми в регионах, – говорит Конуров. – С теми, кто торгует на базарах. Многие стоят там по 10-20 лет, еще с перестройки. Эти люди уже психологически надломлены, они привыкли работать для себя и на себя. Такого человека уже не устроит рабочий день с 9 до 6, и та зарплата, которую ему предлагают. Рекрутировать кадры из граждан, которые заняты подобным бизнесом, даже если это будет мелкий бизнес, «купи-продай», я думаю, будет очень тяжело.  Если человек работал на себя ему проблемно перестраиваться и трудиться «на дядю».   

 Маргарита Никитина, Астана

Яндекс.Метрика