Home » Восточно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Сколько стоит бесплатное образование?

Сколько стоит бесплатное образование?

19 сентября в Усть-Каменогорске состоялось заседание круглого стола инициированного Восточно-Казахстанским обкомом КНПК. В заседании, которое вёл секретарь Восточно-Казахстанского обкома КНПК Сергей Михеев, приняли участие – представитель областного управления образования, Ильясова Г., председатель областного Совета общественности  Лопаткин В., а также представители от родителей учеников, НПО и СМИ. В ходе заседания были обсуждены наиболее острые вопросы связанные с соблюдением конституционных гарантий по бесплатному среднему образованию. Открывая заседание, Сергей Михеев, сказал:

«С началом учёбного года среди населения и в средствах СМИ, начинает муссироваться тема о бесплатности услуг в отечественном образовании. Претензии на этот счёт примерно одни и те же из года в год – дополнительные поборы на ремонт школы или кабинетов, замаскированные под добровольно-принудительное спонсорство родителей; очереди и ажиотаж вокруг докупки учебников; возникают вопросы по обеспечению школьников горячим бесплатным питанием, в частности по доступности его только определённым группам учащихся, то же , можно сказать и о доступности дополнительного питания в виде мёда и молока.

Существуют вопросы по работе групп продлённого дня в школах, где понятие о бесплатности этой образовательной услуги носит размытый характер.

Все перечисленные вопросы составляют костяк вынесенной на обсуждение темы. Она не нова, по ней неоднократно высказывался аким ВКО, в частности на расширенной коллегии управления образования с его участием, состоявшейся в феврале этого года, где он: запретил собирать деньги в школах, а также собирать деньги на нужды класса, покупку подарков и прочее. Контроль за выполнением данного поручения возложил на руководителя управления образования ВКО совместно с органами правопорядка. При этом, аким сказал: – Почему родители должны платить за то, за что платит государство? Каждый год выделяется достаточно средств на все необходимые затраты». Однако с началом нового учебного года вновь родителями стали фиксироваться случаи сборов средств на школьные нужды.

В дополнение к перечисленным вопросам, существуют и вопросы косвенного характера по затратности образования для рядовых семей казахстанцев, которые хоть и не затрагивают напрямую конституционно-правовые нормы по исполнению гарантированного «Конституцией РК» права на получение бесплатного среднего образования, тем не менее, влияют на формирование взглядов населения по отношению к проводимой политики государства в сфере среднего образования.

К таким попутным вопросам, могут быть отнесены – стоимость подготовки ученика в школу (форма, канцелярские принадлежности, плата за дополнительное и углублённое образование в кружках и  спортивных секциях, участие в различных культурно-массовых мероприятиях и т.д). По совокупности общих затрат на обучение школьника, на повестку дня встают уже вопросы общесоциального масштаба – способности различных слоёв населения нашей страны нести такие расходы.

Здесь следует отметить, что подробных аналитических данных, основанных на широком опросе населения по рассматриваемой нами проблеме, недостаточно. Как правило, все заинтересованные стороны – государственные службы, общественные мониторинговые организации, СМИ – приводят выборочные, отдельно взятые данные по тому или иному вопросу. Причём тональность подобных сообщений иногда зависит от ведомственной принадлежности, а то и ангажированности в преподнесении информации, порой скатывающейся до популистских обобщений.

Исходя из всего выше сказанного, можно считать, что основной целью данного заседания, должно стать конструктивное обсуждение данного вопроса всеми заинтересованными сторонами. Которые, отталкиваясь от нормативных норм, статистических и иных данных, практических жизненных ситуаций и собственных взглядов и отношения к рассматриваемому вопросу, помогут по завершении заседания, выработать резолюцию, в которой будут выражены все прозвучавшие мнения и подходы по рассматриваемой теме заседания. Будем надеяться, что итоги резолюции будут учтены при дальнейшей работе по совершенствованию гарантийных конституционных норм по бесплатному среднему образованию и устранению выявленных недостатков в этой сфере».

В ходе заседания, Ильясова Г. не согласилась с мнением модератора круглого стола. По её словам: « Ситуация по предоставлению бесплатных государственных услуг в среднем образовании, вполне удовлетворительная и не нужно по этому поводу нагнетать ненужные страсти». Свою позицию она подкрепила длинными статистическими данными, которые в основном касались обеспечения учащихся из малообеспеченных семей. Наличие же длинных очередей за учебниками, прокомментировала своеобразно – естественным (!) разнобоем цифр по количеству планируемых и реальных, на начало учебного года, учеников по школам, вызванной трудно учитываемой миграцией населения в летний период. Необходимостью, «оценить беспримерный трудовой подвиг, сотрудников книжного магазина «К. Кайсенова», решивших вести продажу учебников в сверхурочное время и тем самым утолить покупательский спрос на учебники». Желанием значительного количества родителей и их детей пользоваться новыми, а не подержанными учебниками, чего им запретить нельзя, также как и желанием иметь более комфортные условия в оборудовании и содержании классных кабинетов в школах, для своих детей.

Представители от НПО, в частности, Алла Казакова, выразила мнение о полезности сбора средств от родителей на подарки учителям: – Они этого заслуживают и нет в этом ничего плохого, ведь всё дело чисто добровольное.

Председатель областного Совета общественности, Владимир Лопаткин, указал – то ли на излишнюю скромность и робость, то ли на боязнь родителей открыто заявлять о случаях школьных поборов, отчего общественной комиссии трудно выражать  свою позицию по данному вопросу.

Тем ярче прозвучали на заседании, слова родителей, например О. Бабушкиной,  о том, что «ежегодно приходится покупать учебники, причём довольно дорогие – до 3000 тенге за экземпляр. На подобные покупки их вынуждают педагоги, объясняя это углублённым изучением того или иного предмета. На оборудование кабинетов деньги собирают вне зависимости от безотложной необходимости иметь, допустим, новые дорогие шторы, или другие предметы классной мебели. Некоторые учебные предметы, фактически являющимися обязательными, маскируют под дополнительные, а значит, переводят в разряд платных» и т.д..

Дискутировать с родителями по приведённым фактам, представители от образования и общественных организаций не стали.

Резолюция

Выводы от проведённого заседания следующие – работники сферы образования, из года в год, создают условия для ажиотажного, осеннего спроса на учебники. При этом заявляя, что обеспеченность ими близка к 99%. Если это действительно так, то вопрос следует рассматривать с точки зрения неудовлетворительного проведения приписной территориально-окружной кампании по составлению списков учащихся, за которую ответственны директора школ. Признать мнение представителя образования о «заслугах работников книжного магазина по снабжению населения учебниками», как подтверждающее наличие, как ежегодного осеннего хаоса в снабжении учебниками, так и желанию решить созданные собственной нераспорядительностью проблемы с рациональным размещением библиотечного фонда школ, за счёт частных коммерческих структур.

Считать трактовку пунктов 1- 4 в параграфе 3 статьи 63 Закона об образовании в РК, слишком общими, дающими возможность широко трактовать их в пользу платных услуг. Нужно издать памятку для населения с подробным и чётким перечислением всех платных услуг оказываемых школами согласно Закону, а также с тарифами на них.

 Необходимо нормативно закрепить понятие о государственном стандарте по пригодности классного кабинета в школе для проведения занятий. В нём указать минимально приемлемый перечень необходимой для занятий, мебели и оборудования. Такие сведения, также включить в упомянутую памятку для населения.

Подробно объяснять на родительских собраниях, что включено в бесплатные услуги по образованию, а что относится к разряду платных.

Указать работникам сферы среднего образования, на возможности заблаговременного оповещения населения, начиная не позднее последней недели августа о состоянии книжного фонда, вплоть до каждой школы, по наличию в них необходимых учебников. Подключать к этому местные СМИ и рядовых сотрудников образования, через встречи с населением на своих участках.

Общественным комитетам, работающим в своих посёлках и микрорайонах, создать там где этого нет собственные комиссии по отслеживанию ситуации по бесплатному среднему образованию. Теснее работать с попечительскими советами школ.

Работу всех служб и отделов среднего образования по обеспечению детей из «трудных» и малообеспеченных семей, считать в целом успешной.

                                                                                        Восточно-Казахстанский  обком КНПК

22 сентября 2014г.

Яндекс.Метрика