Home » Западно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Сквозь тернии к звездам

Сквозь тернии к звездам

156 лет назад 17 сентября 1857 года. в селе Ижевское Рязанской губернии родился «гражданин Вселенной» Константин Эдуардович Циолковский. В возрасте девяти лет Костя, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни он почти совершенно потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам.

   В это время Костя впервые начинает проявлять интерес к мастерству. «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», — напишет он позже.

   В 1869 году Костя вместе с младшим братом Игнатием поступил в первый класс мужской Вятской гимназии. Учёба давалась с большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие. Очень мешала глухота: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки».В 1873 году отец, веривший в способности сына, посылает Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). В училище Циолковский не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Он снимал комнату, экономил на еде и проезде, сэкономленные деньги тратил на книги и приборы, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек.» Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.

   Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени. В 1879 году он экстерном сдал экзамены на звание учителя и был назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. В Боровском уездном училище Константин Циолковский продолжал совершенствоваться как педагог: преподавал арифметику и геометрию нестандартно, придумывал увлекательные задачи и ставил удивительные, особенно для боровских мальчишек, опыты. Несколько раз запускал с учениками огромный бумажный воздушный шар с «гондолой», в которой находились горящие лучины, для нагрева воздуха.

   Иногда Циолковскому приходилось заменять других преподавателей и вести уроки черчения, рисования, истории, географии, а один раз даже замещать смотрителя училища.

  В этот же период появляются и первые научные исследования Циолковского и публикации. После издания его работы “Механика животного организма”, которая получила благоприятные отзывы И.М. Сеченова, Константин Эдуардович был принят в Русское физико-химическое общество.

   Начиная с 1884 года основными направлениями работы Циолковского становятся: научное обоснование цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. А с 1896 года он систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.

   В Боровске у Циолковских родилось четверо детей: старшая дочь Любовь (1881) и сыновья Игнатий (1883), Александр (1885) и Иван (1888). Циолковские жили бедно, но, по словам самого учёного, «в заплатах не ходили и никогда не голодали». Большую часть своего жалования Константин Эдуардович тратил на книги, физические и химические приборы, инструменты, реактивы. Для большинства сослуживцев и жителей города Циолковский был чудаком. В училище он никогда не брал «дань» с нерадивых учеников, не давал платных дополнительных уроков, по всем вопросам имел собственное мнение, не принимал участия в застольях и гулянках и сам никогда ничего не праздновал, держался обособленно, был малообщительным и нелюдимым. Фанатически преданный своим идеям, оригинальный в одежде и привычках, застенчивый и возбудимый, вежливый и деспотичный (например, по отношению к своим родным), щедрый и в то же время расчётливый, он был само противоречие. Врач С.М.Блинков отмечал такие контрасты в его характере: склонность к фантазированию и одновременно трезвая оценка положения, своенравие и сильно развитое чувство долга, ироничность и угрюмость, мистицизм и проповедь материалистического научного знания. В быту Циолковский бывал педантичен, аккуратен, раздражителен, гневлив, привязан к определённой обстановке, стилю жизни, вещам, которые старался не менять, как и свои привычки.

   27 января 1892 года директор народных училищ Д. С. Унковский обратился к попечителю Московского учебного округа с просьбой перевести «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» в уездное училище города Калуги. В том же году ученый переехал в Калугу, где устроился работать преподавателем физики и математики, не прекращая своих научных изысканий – в частности, в этот период он обратился к мало изученной области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.   В Калуге были написаны основные философские работы К. Э. Циолковского, сформулирована философия монизма, написаны статьи о видении им идеального общества будущего.

   В Калуге у Циолковских родились сын и две дочери. В то же время именно здесь Циолковским пришлось пережить трагическую смерть многих своих детей: из семи детей К. Э. Циолковского пятеро умерли ещё при его жизни.

   Также Циолковский познакомился с учёными А. Л. Чижевским и Я. И. Перельманом, ставшими его друзьями и популяризаторами его идей, а позднее и биографами.

   После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя, опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке (1927), разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями (1932), получил важнейшие научные результаты в теории движения ракет (ракетодинамике), заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД)…

   Циолковский возможно, единственный образец современного универсального человека в духе гигантов Возрождения и Просвещения, поистине энциклопедическая личность. Вот некоторые раскрытые им темы: жизнь будущего человечества в космосе, ракетодинамика, проблемы экзобиологии, высшего разума, превосходящего человеческий, строительство космических поселений и космическая архитектура, возможности человека, проблема гениальности, миры, параллельные нашему, иные существа («животные») космоса, эволюция Вселенной от тонких форм к более плотным (оригинальна для  философии и космофизики), будущее социальное устройство общества, жизнь на орбите, музыка, органы чувств человека, эмоции, восприятие, построение материи из одушевлённых «атомов», проблемы эфира, устройство скафандра, морфология живых существ на других планетах и т.п.

   Циолковский внёс оригинальный вклад в практическое осуществление космического полёта: однозначно назвал ракету в качестве передвижного средства, первым в истории описал космические (эфирные) поселения и жизнь на орбитальных станциях, ракетные поезда, составил из 16 пунктов чисто технологический план освоения Вселенной человечеством (вплоть до других звёзд и галактик). Первым в истории мировой науки заговорил о промышленном освоении космоса, появлении принципиально новых космических технологий, преобразовании Земли под влиянием космических исследований. Он предугадал последовательность выхода человечества за пределы Земли, пророчески назвал первого человека в космосе — русским. Планомерное освоение и исследование планет (Марса, Венеры и т.д.), астероидов, комет, околоземного и околосолнечного пространства идёт в точном соответствии с планом Циолковского. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной. Константин Эдуардович оставил, помимо 450 рукописей научных, научно-популярных и научно-просветительских работ, тысячи писем своим многочисленным адресатам, некоторые из них он предполагал издать. Наследие его огромно. Широко известными, в том числе и за рубежом, стали научные «Чтения памяти К.Э.Циолковского». Конференции эти ежегодно проводятся в Калуге и приурочены ко дню рождения мыслителя — 17 сентября.

   В 1918 Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (в 1924 году переименована в Коммунистическую академию), а 9 ноября 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Эту пенсию выплачивали до 19 сентября 1935 года — в тот день Константин Эдуардович Циолковский умер от рака желудка в ставшем ему родным городе Калуге.

    Циолковский называл себя социалистом, хотя и пострадал от ВЧК — несколько суток провёл на Лубянке. К самобытному социализму учёный шёл всю жизнь, так как своей главной задачей ставил сделать человечество счастливым. Именно в свете этой идеи необходимо рассматривать творчество учёного, которое он вполне искренне посвятил Коммунистической партии Советского Союза, обратившись с посланием к Сталину в 1935 году.За шесть дней до своей смерти, 13 сентября 1935 г., К. Э. Циолковский писал в письме к И. В. Сталину: «До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина—Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды».

Султанбек Султангалиев

Уральск ЗКО

Яндекс.Метрика