Home » "Коммунист Казахстана" » Служить бы рад?

Служить бы рад?

О том, что государство находится на службе у общества, мы уже как-то позабыли. В быту мало кто из граждан любит обращаться в государственные органы. Получить ли нужно справку, поменять документы – каждый раз это сопряжено со всевозможными трудностями, возникающими буквально на каждом шагу. Но чиновники вновь обещают в ближайшее время кардинально изменить ситуацию.

Пожалуй, вряд ли найдется хоть один человек, не сталкивавшийся с хамством и безграмотностью мелких клерков в госучреждениях. Чего стоит лишь работа Центров обслуживания населения (ЦОН), созданных вроде бы для удобства граждан, а на поверку – создающих еще бОльшие сложности. Да еще и работающих по разным правилам. К примеру, в ЦОНах Астаны прием документов на замену удостоверения личности (при его утрате) осуществляется буквально за несколько минут. Пришел в ЦОН, написал заявление о потере удостоверения, предъявил паспорт – как доказательство, что ты – это действительно ты… И на этом все. Потом ты приходишь в ЦОН только за готовым удостоверением.

Иная ситуация в регионах. К примеру, в ЦОНе Павлодара вначале отправляют таких граждан на опознание. Причем вне зависимости от того, есть у этих граждан другие документы, удостоверяющие личность, или нет. Опознание проводят в течение десяти дней, и только после этого принимают документы на изготовление нового удостоверения личности. И это при том, что и в Астане, и в Павлодаре действует один закон – единый для всего Казахстана. Просто, похоже, в одном городе законодательство прочитали очень внимательно, в другом – увы, не удосужились.

Подобный подход не лучшим образом отражается в целом на оценке работы государства гражданами. Так, согласно проведенным Агентством по делам госслужбы опросам, только 66,8% населения удовлетворены качеством оказания госуслуг, 27,3% удовлетворены лишь частично, 5% и вовсе неудовлетворены.

Изменить ситуацию обещают в министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ). По словам ответственного секретаря ведомства Дины Шаженовой, специально для этих целей разработан проект закона «О государственных услугах», который уже нынешней осенью планируется внести в парламент. В законопроекте расширяется само понятие «государственная услуга» и вводится их классификация. Госуслуги предлагается разделить на три вида – административные, социальные и общественно-значимые. К первому отнесены услуги, «оказываемые по обращению потребителя, независимо от сферы отношений, и связанные с получением, выдачей тех или иных документов».

– Социальные услуги – это услуги, также оказываемые по обращению потребителей госуслуг, за исключением административных, в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и информации. То есть, это образовательные услуги, медицинские услуги, помощь инвалидам и так далее, – пояснила Д.Шаженова. – Общественно-значимые – это услуги, где прямого обращения граждан нет, но, тем не менее, мы все нуждаемся в том, чтобы в наших городах, населенных пунктах, было всегда чисто, улицы освещались, чтобы дороги были хорошие, мы ощущали себя в безопасном населенном пункте. Эти все услуги мы относим к общественно-значимым. Потому что условия нормальной жизнедеятельности тоже должно обеспечивать государство.

При  этом следить за тем, как оказываются госуслуги, министерство намерено предложить самим гражданам. Законопроект предусматривает введение института общественного мониторинга качества оказания госуслуг. К этой работе предполагается привлечь некоммерческие организации и экспертов, которые и будут давать свою, независимую оценку качества оказания госуслуг и давать свои рекомендации по повышению этого качества. «Любой человек, получающий госуслугу, имеет право обратиться, высказать свои рекомендации, и госорганы должны создавать все условия, необходимые для того, чтобы любой человек, любая организация могли обратиться», – подчеркнула Д.Шаженова.

Увы, на один вопрос законопроект ответа не дает. Кто будет прислушиваться к мнению граждан, выраженному в общественном мониторинге? Ведь даже сегодня граждане зачастую не могут доказать свою правоту в госучреждениях, поскольку их просто отказываются слушать. Клерки могут позволить себе отказать в принятии заявления с мотивировкой «а потому что», чиновники-исполнители совершенно спокойно нарушают сроки рассмотрения обращения граждан. Поэтому, прежде, чем улучшать качество работы госорганов, нужно подумать о «качестве» тех, кто эту работу выполняет. И каждый чиновник и мелкий клерк должны, наконец, осознать одну-единственную истину: не народ находится на службе у государства, а государство – на службе у народа.

Мирон Алимов, Астана

 

 

Яндекс.Метрика