Home » № 1//11.01.2013 » Смена курса

Смена курса

Если в конце года принято подводить итоги, то в начале – озвучивать прогнозы.

Тем более, что вторые являются логическим следствием первых. Подтверждая эту аксиому, основные тенденции, которые будут править бал в мировом кинематографе в 2013 году, дали знать о себе в 2012, но из-за робких и редких проявлений прошли мимо внимания экспертов кинобизнеса и менеджеров киностудий.

Поводом для того, чтобы за проявлениями увидеть тренды, послужили цифры. Цифры,

как известно, обманывают лишь избранных, верящих в их святость, остальные же обращаются с ними довольно вольно. Тем не менее, для того, чтобы что-то вытащить из тени или из небытия – цифры самое то. Речь в данном случае идет о тенденциях мирового кинопроката.

Следуя за этими цифрами, можно уверенно утверждать, что и в 2013 году творческое вторсырье, то есть ремейки, сиквелы и спин-оффы, будет продолжать господствовать на мировых экранах.

Такая ситуация продолжается уже 12 лет, львиная доля «вторсырья» приходится на экранизацию комиксов. К слову, общие сборы всех экранизаций комиксов уже

перевалили за 10 миллиардов долларов. Интересен факт, что самой прибыльной за 12 лет

стала «вселенная Мстителей»: Железный человек 1 и 2, Тор, Первый Мститель, собственно Мстители, Невероятный Халк. Несмотря на то, что «вселенная» была запущена лишь в 2008 году, на сегодняшний день все ее фильмы заработали

около 4 миллиардов долларов. Для сравнения: самая первая «вселенная», Люди Икс (выходит с 2000 года), обогатилась лишь на 2 миллиарда.

Однако, как ни странно, в спину комиксам, а также подростковым и молодежным фильмам, начинает дышать «возрастное» кино, рассчитанное на людей

значительно старше 65 лет. По данным издания TheHollywoodReporter, в Америке доля возрастной аудитории составляет 55% (в России – 4,2%), эта категория является стабильными кинозрителями.

По слухам, даже «Эволюция Борна» своим успехом отчасти обязана зрителям «за 50»: в первый уик-энд проката они составили 33% аудитории.

Переориентация американского кинематографа на пожилого зрителя началась году в 2000,

когда на экраны вышел фильм «Любовь по правилам и без» (отличная картина – прим.автора) с Джеком Николсоном и Дайан Китон. Маркетологи компании Sony Pictures Entertainment сомневались, понравится ли зрителям, что во весь экран два пожилых человека занимаются любовью, но 266 миллионов долларов сборов сказали свое веское слово.

Причины тому вполне банальны: кино перестало занимать первые места в рейтинге любимых молодежных развлечений, уступив пальму первенства игровым приставкам, смартфонам и планшетам. Пожилые же люди, далекие от технических новинок, продолжают с удовольствием ходить в кинотеатры, отдавая дань своей юности, когда фильмы были модным развлечением. К тому же у американских пенсионеров больше

свободного времени и есть лишние деньги, которые они готовы тратить на развлечения. К слову, по статистике в Штатах проживает свыше 100 миллионов людей старше 55 лет, тех же, кому от 18 до 24 лет – всего около 30 миллионов.

Примечательно, что интересом у пожилых людей пользуются не только серьезные артхаусные драмы.

Кассовые успехи мелодрамы «Джули и Джулия», боевиков «РЭД» и двух частей «Неудержимых» говорят о том, что исключительно на пенсионерах может хорошо заработать фильм любого жанра.

Более того, картины, рассчитанные на «пенсионный сектор» не требуют хорошей росписи в кинотеатрах.

К примеру, фильм «Джули и Джулия» с МэрилСтрип и Эми Адамс вышел в прокат

в августе 2009 года. До этого считалось, что взрослая аудитория предпочитает посещать фильмы зимой или осенью. Однако картина заработала свыше 94 миллионов долларов, став самой кассовой лентой лета.

Неудивительно, что фильмы с участием звезд, чей расцвет пришелся на молодость нынешних пенсионеров, просто «рвут кинопрокат». Так, самым кассовым фильмом ушедшего лета в мире стал «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических» – история

о том, как компания британских пенсионеров переехала в Индию. Фильм с участием Джуди Денч, Тома Уилкинсона, Билла Найи и Мэгги Смит заработал по всему миру 131 миллион долларов (при бюджете в 10 миллионов). В Северной Америке его не смогли

обойти ни бекмамбетовский «Линкольн», ни «Папа-до-свидос» Адама Сэндлера.

Мода на возрастное кино породила другую моду – на пожилого героя. Считалось,

что экшн-герой не может быть старым, все всегда должны были изображать

более молодых героев.

Теперь же стало модным играть персонажа своего возраста. Кульминацией этой модной волны стали обе части «Неудержимых». 12 брутальных мужчин, плакаты с изображениями которых в свое время висели у каждого уважающего себя пионэра, с юношеским задором и хорошей долей самоиронии играют самих себя и даже не пытаются

казаться моложе.

Таким образом, 2013 год обещает пройти под знаком «картин с немолодыми героями»: выходят третья часть «Неудержимых», вторая часть «РЭДа» и «Возвращение героя» с

железным Арни. Собственно говоря, в нынешней ситуации конкурировать Брюсу, Арни, Слаю, Дольфу и ЖКВД особенно не с кем, так как молодых звезд такого же уровня, способных одним своим присутствием собрать огромную аудиторию, в Голливуде не наблюдается.

Заканчивая разговор об этой тенденции, не могу не сказать о наболевшем: о

российском кинематографе. Как уже говорилось, доля зрителей «за 60» в России составляют 4,2 %.

Уровень жизни в России совсем другой, поэтому самым важным фактором для

пожилых людей является цены на билеты. А они в России кусаются. Поэтому

пока россияне старшего поколения практически не интересуются текущим кинопроцессом. Исключения составляют либо ностальгические проекты («Ирония

судьбы. Продолжение», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), либо серьезные философские картины («Остров» Лунгина). Кроме того, старые заслуженные российские актеры до такой степени замылены в разных сериалах, что ничего, кроме раздражения, не вызывают.

Однако, именно перелом в российском кинематографе станет следующей

важной тенденцией 2013 киногода. Пересмотр системы госзаказа в кино,

введение актерской переаттестации, поддержка студенческого кинематографа,

молодых режиссеров, открытие новых учебных кинозаведений и много чего

еще, в конечном итоге, приведет к тому, что российская кинопродукция заметно потеснит в прокате забугорную. Уже сейчас в пятерку самых кассовых фильмов российского проката за последние 10 лет входят лишь два голливудских – «Аватар» и второй

«Шерлок Холмс», остальные – продукция местных кинематографистов.

Четвертая, и последняя, тенденция, определяющее лицо 2013 киногода, также

коренится в желании мейджоров значительно разнообразить целевую аудиторию. Тенденция, кстати, довольно мощная – это перевыпуски. В прошлом году уже отгремели повторные показы «Титаника», «Короля Льва», «Красавицы и чудовища», на подходе –

«Криминальное чтиво».

2013 год обещает стать невероятно урожайным на старые фильмы на большом экране: «Ромео и Джульетта» База Лурмана, «Корпорация монстров в 3D», «Русалочка», «Парк

Юрского периода», «День независимости» и два оставшихся фильма второй

трилогии «Звездных войн» – все в 3D.

Собственно, практика повторных показов не нова. Выйдя из моды в период расцвета «домашнего видео», в эпоху разгула пиратства и онлайн-кинотеатров перевыпуски стали вновь актуальны.

Во-первых, на фоне уже упоминавшегося «вторсырья» возможность ненадолго вернуться

в прекрасное время расцвета Голливуда – заманчивое предложение. К слову,

пятикратный обладатель премии «Оскар» фильм «Артист» вновь появился на американских экранах через полгода после премьеры, а «Мстители» были перевыпущены спустя всего несколько месяцев.

Сегодня жизнь фильма на экране сильно сократилась. Если в начале 80-х годов премьерные показы могли длиться полтора года, то сейчас – максимум два месяца. Поэтому в повторный прокат фильм может попасть прямо в год выпуска, обеспечив себе

дополнительную кассу.

Кстати, моду на перевыпуск в массовый прокат классических картин в конце XX

века возродил самый алчный режиссер современности Джордж Лукас. В 1997

году он выпустил на экраны все части оригинальной трилогии «Звездных войн».

Перевыпуск принес Лукасу свыше 200 миллионов долларов.

Во-вторых, для классики всегда подрастает новая аудитория. Например, посмотреть на конвертированный в 3D«Титаник» в прошлом году пришли не только те, кто фанател от

ДиКаприо в 1997 году, но и те, кто в том же 97-м были слишком маленькими, либо просто не родились на свет. Результат – 343 миллиона дополнительных долларов. Именно поэтому студия Disney все чаще выпускает в повторный прокат все свои классические мультфильмы, предварительно придав объем старым добрым персонажам. Так, совокупный доход перевыпуска трех классических «диснеевских» мультиков, «Король Лев», «Красавица и чудовище» и «В поисках Немо», составил около 300 миллионов

долларов.

В-третьих, по-настоящему удачные фильмы не имеют срока годности и даже без

дополнительной приманки в виде третьего измерения способны пережить любое

количество показов для самой широкой аудитории.

Если же речь идет о картинах с действительно культовым статусом, студии могут быть

уверены, что непродолжительный, но широкий «перепоказ» пройдет на ура.

Таковы, на мой взгляд, главные тренды наступающего киногода. Смогут ли они укорениться в повседневной кинематографической практике, изменив лицо современного экрана, покажет время. А оно, как известно, субстанция текучая и изменчивая. Постоянен лишь в этом времени Питер Джексон. 2013 и 2014, равно, как и 2012, годы провожать мы будем вместе с «Хоббитом».

Анна Литвинова

Алматы

Яндекс.Метрика