Home » "Коммунист Казахстана" » Состояние системы образования: крах

Состояние системы образования: крах

«Учись, ибо в превратностях жизни только знания останутся всегда с тобой».

Абу Муин Насир Хосров

Совсем немного осталось до окончания учебного года. Последний звонок, нарядные выпускники, треволнения ЕНТ… А что с качеством?

У любой страны есть две фундаментальные сферы, по которым можно судить об общем положении дел: образование и здравоохранение. Остановимся на первом моменте. То, что дела в образовании плохи, говорится давно и в каком-то смысле даже нудно. Но ситуация от этого не изменяется и те, кто по идее призван что-то делать, лишь в дежурном режиме наблюдают за штопором системы. Однако в падающем лифте нельзя до бесконечности красить стены. Сегодня можно утверждать, что началась его встреча с землей.

Приехали…

Коллапс казахстанского образования носит системный характер и охватывает всю цепочку от дошкольного образования до высшего. Несколько особняком стоит лишь система внешкольного образования: дома школьника, в которые дети ходить не обязаны, а раз не обязаны, то их стараются заинтересовать и привлечь, из-за чего подбираются соответствующие педагогические кадры и методики. Однако все это сильно напоминает золотой зуб во рту у прокаженного и не в состоянии исправить общую ситуацию.

Дошкольных учреждений катастрофически не хватает. На этой почве попадание туда детей обычно начинается с взятки, заплаченной их родителями. Нищенские зарплаты персонала не обеспечивают ни должной мотивации в труде, ни нормального человеческого капитала. Сами занятия с детьми носят формальный характер – лишь бы «галочка» в графе.

В первый класс школы хотят получить ребенка, который уже умеет читать, писать, считать, разбирается во времени и еще в массе вещей. Отсюда возникает естественный вопрос: а зачем тогда вообще нужна начальная школа, которая требует уже подготовленного ученика. Абсурд усиливается тем обстоятельством, что весь первый класс дети изучают лишь то, что и так знали на момент поступления.

Неконкурентные учебники

О качестве учебников прошел плач не одной сотни Ярославн, но никаких изменений к лучшему (если смотреть на вещи не через призму бюрократических документов и отчетов) все нет. Взять хотя бы историю с учебником по «Религиоведению». Курс «Религиоведение» изучается в третьей четверти 9-го класса средней школы Казахстана. По учебной программе на него отведено 34 часа. Представители экспертного сообщества и многих религиозных общин страны под эгидой Комитета по делам религии работали над учебником «Основы религиоведения», где руководителем коллектива авторов является Гарифолла Есим. Собранные замечания были учтены и переработанный учебник вышел в издательстве «Бiлiм». Практически единственные претензии со стороны специалистов к этому изданию только в том, что учебник написан трудноватым языком для возраста девятиклассников. Аксиология (ценностная ориентация) у него нейтральная.

Вдруг 6 декабря 2010 года от Комитета по делам религии поступил на экспертизу альтернативный учебник «Религиоведение» под редакцией Досая Кенжетаева. Книга не соответствует критериям научности, нарушены все возможные принципы, не выдержаны методологические основы, нарушена логика разделов, обозначены неверные терминологические трактовки. В общем, экспертное сообщество и представители религиозных кругов дали отрицательное заключение на учебник, написанный коллективом авторов под руководством Досая Кенжетаева. Из-за учебника по физике ученики вряд ли устроят потасовку, но и там чересчур много всевозможных ляпов. К примеру, когда в условиях задачи не хватает исходных показателей, чтобы получить требуемый результат. Ну а чем менее точной является наука, тем больше всевозможных несуразностей и абсурда.

В действующей системе школьного образования страдают все главные участники: дети, родители, учителя, директора школ. За кадром остались только чиновники, поскольку на сегодняшний день они диктуют правила игры на этом поле. О необходимости перехода от чиновнико-центричной модели образования к учащегося-центричной тоже сказано давно, публично и широковещательно. Перемен – ноль.

Родители на собраниях слышат только одно: «соберите деньги». Бывают дни, когда директору в различные инстанции нужно отправить по 15 документов. Казус всевозможных бумаг состоит в том, что в Казахстане по системе образования сроду не было программ, нацеленных на результат. Любое заимствование передового опыта сводится к перениманию формы, но не сути. Школа как не была местом доброжелательного отношения к ученику, так и не стала, и не становится.

Дальше ученики с уровнем подготовки, соответствующим 7-8 классу советской общеобразовательной школы, поступают в вузы. Казахстанский университет – это отдельная песня, однако тоже из дегенеративного репертуара. Низкое качество профессорско-преподавательского состава «усиливается» учебно-методическим развалом и коррупцией. Вузы одновременно превратились в рассадник криминала, нездоровых религиозных течений и половых извращений. Вот только кузница квалифицированных кадров для светлого будущего страны из них никакая. В одном из алматинских государственных университетов министерская комиссия устроила оценку остаточных знаний студентов (проводится на четвертом курсе). Сдали ее только 30%. Правда, руководством вуза потом с преподавателей были срочно начаты денежные сборы «на чай» для членов комиссии.

Когда «крыша» важнее науки

Там еще после высшей школы идет казахстанская наука. Что она из себя представляет можно понять уже на том примере, что в недавно принятом законе «О науке» нет статьи, предполагающей лишение ученых званий и степеней за плагиат. В России, Германии, США такая норма закона является обязательной. Липовый кандидат наук стал таким же атрибутом местной действительности, как и драка за место на помойке.

Современный момент характеризуется тем, что путевку в жизнь получило поколение, которое прошло всю некачественную образовательную цепочку: детский сад – школа – университет. Теперь эти люди, среди прочего, приходят на работу в государственный аппарат. Те из них, у кого «крыша» совсем уж мощная, стремительно попадают на руководящие должности. Ну а на таких позициях их способность приносить стране «непоправимую пользу» становится совсем уж чудовищной.

Современная экономика постулат о том, что главный капитал – это люди, уже перевела в разряд аксиом, не требующих доказательств. А чтобы люди – важнейший ресурс – получались качественными во всех отношениях, без соответствующего образования не обойтись. Но образование в развитых странах все больше трансформируется из сферы государственных социальных и инфраструктурных услуг в отрасль экономики, сопоставимую по своим оборотам с туризмом. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, казахстанцы, обучающиеся в вузах туманного Альбиона, оставляют там приличные деньги за обучение, проживание, на развлечения и сувениры. Для экономики Великобритании не принципиально, откуда извлекаются все эти средства – по линии государственной программы «Болашак» или из карманов родителей. Главное: они поступают!

Казахстан проиграл глобальную конкуренцию на том поле, которое невозможно компенсировать успехами в добыче нефти, меди или урана. Невежественные и малограмотные люди с реальным казахстанским образованием уже растекаются по госструктурам и частному сектору. Фактически это потерянное поколение, которое теперь спонтанно работает на то, что будет потеряна страна. А ведь ситуацию нужно было срочно исправлять еще позавчера.

Cтепан БАНДУРА

Яндекс.Метрика