Home » Аналитика » Тайные агенты национального развития

Тайные агенты национального развития

Государственные финансовые посредники, которые почти десять лет перекачивают бюджетные деньги, в очередной раз подвергаются реорганизации. Разобраться с результатами их работы и судьбой денег становится все сложнее.

Глава государства на недавнем заседании правительства поручил создать новую структуру – АО «Национальное агентство развития». Туда перейдут все государственные институты развития, финансовые организации. Сейчас они входят в состав фонда «Самрук-Казына».

При этом они не работают на развитие отечественной экономики, ее реального сектора. Фонд «Самрук-Казына», по словам Президента, занимается «узкопрофильными инвестициями». Коммерческие банки и вовсе не выдают долгосрочные кредиты. В итоге мы говорим о развитии несырьевой экономики, но они невозможно без кредитов на долгий срок и приемлемые проценты. А такие кредиты сейчас никто не выдает.

Поэтому и возникла идея создать Национальное агентство развития. Идея очень правильная. Однако чиновники могут использовать ее для совсем иных целей.

Вспомним историю. Так называемые институты развития образовались еще в 2003 году, когда государство приняло первую индустриальную стратегию.

Тогда создали Инвестиционный фонд и Инновационный фонд, чтобы финансировать проекты. Тогда же появилась Государственная корпорация по страхованию экспорта, “Центр маркетингово-аналитических исследований”.  Еще раньше были созданы еще две конторы, которые также зачислили в институты развития – Банк развития Казахстана и Фонд развития предпринимательства “Даму”.

Несколько лет они исправно получали деньги из бюджета, тратили их, не принося никакого эффекта для экономики. Институты были, а развития так и не появилось.  Поначалу все списывали на трудности начального этапа. Потом, когда ссылаться на эту причину стало просто неудобно, чиновники прибегли к своему любимого приему – реорганизации. В 2006 году был создан фонд устойчивого развития “Казына», в состав которого и вошли все институты развития.

Тогда было объявлено, что теперь их работу упорядочат, и они, наконец-то, начнут давать отдачу родине. Родина, соответственно, увеличила финансирование. Однако единственное, что изменилось – добавились новые административные расходы на аппарат фонда «Казына». И затем стали появляться вопросы уже к этой конторе – где же развитие?

И тут вновь реорганизация. В 2008 году  «Казыну» вместе с производственным холдингом «Самрук» слили в фонд «Самрук-Казына». Он должен был объединить тем самым финансовые и промышленные  активы и с их помощью вывести экономику из начавшегося тогда кризиса.

Однако никакой антикризисной  роли они не сыграли. Наоборот, их пришлось еще больше финансировать. В составе огромного фонда «Самрук-Казына» институты развития совсем затерялись, и все окончательно перестали понимать, чем они вообще занимаются, кроме того, что проводят конференции и  симпозиумы. Зато они успешно размножались. Появились новые конторы: Kazyna Capital Management, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Корпорация по продвижению экспорта KAZNEX.

Затем часть институтов развития решили переподчинить. В ведение министерства индустрии и новых технологий были переданы инновационный фонд, реорганизованный в «Национальное агентство по технологическому развитию», KAZNEX и Центр инжиниринга и трансферта технологий.

Сейчас – очередная реорганизация. Из состава фонда «Самрук-Казына» институты развития выведут и передадут в Национальное агентство развития. Еще не ясно, будут ли туда переданы институт развития, которые подчиняются министерству индустрии и новых технологий.

Следует учесть, что свои институты развития созданы специально для сельского хозяйства. Это «Аграрная кредитная корпорация», «Казагрофинанс», «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «Казагромаркетинг». Сейчас все они входят в состав холдинга «Казагро».

Согласитесь, что во всех этих институтах развития легко запутаться. На это, собственно говоря, и делается весь расчет. Структура настолько сложна и так часто она меняется, что ответственность, в конечном счете, размывается, и сейчас никто не может сказать – сколько бюджетных денег в общей сумме потратили за все это время институты развития и что они дали экономике. Иными словами, было ли «развитие»?

Поэтому перед тем, как создавать новое Национальное агентство развития, нужно провести аудит всех передаваемых в него структур и потребовать от них публичного отчета перед обществом.

25.01.2013

http://vmeste.com.kz/?p=915

Яндекс.Метрика