Home » Алматинский горком, Партийная жизнь » Такой закон нам не нужен!

Такой закон нам не нужен!

Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по количеству суицидов среди молодежи, и второе место по этому же показателю в мире.  В Казахстане насчитывается 300 тыс. наркоманов, 900 тыс. самозанятых молодых людей, более 200 тыс. безработных. Каждая вторая семейная лодка с треском разбивается. Между тем, проект закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» не нацелен на решение ни одной из вышеперечисленных проблем. Как исправить недоработку законодателей? На этот и другие вопросы в интервью «Трибуна. Коммунист Казахстана» отвечает секретарь Алматинского горкома КНПК Елнур БЕЙСЕНБАЕВ.

Закон – что пустой звон

– Елнур Сабыржанович, как вы можете оценить работу Молодежного комитета при МОН РК?

– За два года работы Молодежного комитета не достигнуто главных целей, я недоволен их работой. Надо уходить от показушной работы, в комитете привыкли проводить форумы, какие-то конгрессы, встречи. Самое главное – решение социальных проблем молодежи. Уже полтора года обсуждается законопроект «О молодежной политике», и до сих пор мы не можем принять цивилизованный закон в этой области. Заволокиченность процесса принятия данного закона удивляет. Например, за каких-то полтора года у нас оперативно принимают новый Уголовно-Процессуальный Кодекс, УИК уже прошел в Сенат, а обычный закон «О молодежной политике» до сих пор висит в Мажилисе.

Почему Молодежный комитет не стоит на страже интересов молодежи? Этот закон ничего не регулирует, он как пустой звон, от него  нашей молодежи ни холодно, ни жарко! В ходе разработки закона я совместно с другими молодежными лидерами участвовали в дискуссиях и дебатах, проходивших в акимате, на телевидении. Нас специально приглашали на обсуждение, мы высказали свои предложения, и нам обещали, что все это будет отражено в законе. Мы предлагали действенную концепцию, но нынешний проект закона не основывается на концепции. Как вы помните, в сентябре 2013 г. после критики Дариги Назарбаевой документ вернули на доработку, и в прошлом месяце вновь ввели в Парламент. Но это не тот документ, который нам необходим.

Дайте удочку!

–Какие конкретные нормы нового законопроекта «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» нуждаются в корректировке и доработке?

– Сегодня принято говорить о недопустимости иждивенчества. Есть казахская поговорка «Балага балык берме, кармак бер!», что переводится, как  «Не давай ребенку рыбу, дай ему удочку!». Но и этой «удочки» нет в законе, и даже намека на нее! Это полное дублирование того же закона, который был принят в 2004 году. Закон состоит из 19 страниц в формате А-4, но в нем нет эффективных и 19 слов! В проекте нет ни одной цифры, нет сроков реализации. Очень много патриотического пафоса, при этом нет никаких социальных гарантий! Три главных условия для обеспечения жизнедеятельности молодежи в законе отсутствуют: первое –  обеспечение жильем, второе –образование, третье – трудоустройство.

Давайте посмотрим на аналогичные законы в других странах. В молодежном законе Азербайджана четко прописано: молодая семья, имеющая одного и более детей, в обязательном порядке обеспечиваются квартирой. В  шикарном «Законе о молодежной политике» КазССР от 1992 года было ясно определено, кто отвечает за выделение квартир молодым специалистам. В нем было предусмотрено обеспечение молодого специалиста работой по квоте, недопустимость его увольнения. Данных пунктов в нынешнем законе нет.  Это ведь не абстрактный закон, как, например, по ФИИР деньги вложили, завод по сборке планшетов построили, и неизвестно, собирали там планшеты или нет.

  В части получения высшего образования. Более 200 казахстанских ученых, по данным МОН РК,  работают за рубежом. 50% из них – это молодые ученые, которые заканчивают Гарвард и другие университеты, и предпочитают остаться за границей. Почему молодые кадры там остаются? У нас нет научной деятельности. Государственную поддержку науки надо включать в закон. Технопарк, который мы  с радостью открывали, теперь консервируют. Нет научной базы для роста молодых специалистов. Возможно, наши молодые специалисты и рады бы вернуться, но в Казахстане нет лабораторий, нет возможности спокойно, не думая о хлебе, заниматься наукой. Академия наук фактически не работает.

В законе не предусмотрено бесплатное дошкольное образование для детей в рамках поддержки молодой семьи. Среднее образование у нас бесплатное, для получения высшее образование есть гранты, но почему детские сады должны быть платными? Мы рождаем детей – граждан Казахстана, повышаем численность населения. Человеческий ресурс – богатство государства, завтра они станут работать на благо Казахстана, воевать, охранять границы. Где же тогда забота о детях, молодежи, поддержка государством молодой семьи? Необходимо внести в текст закона норму о том, что молодой семье детские сады должны предоставляться бесплатно.

В тексте документа не затронута система профориентации, трудоустройства. Например, в Ливии законодательно установлен  минимальный размер зарплаты для молодых специалистов – 800 долларов. В наш закон необходимо внести норму о том, что зарплата молодого специалиста должна быть не менее 90 тыс. тенге.

Также не лишним будет внести пункт об организации досуга подростков и молодежи, бесплатных спортивных секциях, чтобы молодежь могла  заниматься  спортом, укреплять здоровье. В соответствии с госпрограммой «Саламатты Казахстан» мы должны повышать индекс здоровья граждан,  но у нас все спортивные секции платные.

– Экономика в стране рыночная, но в законопроекте не предусмотрено механизмов поддержки молодых бизнесменов. Как вы считаете, нужно ли включать в документ специальное положение о защите начинающих бизнесменов?   

– Знаете, в аналогичном китайском законе (я ознакомился с ним во время служебной командировки в Китай) четко прописано: молодой бизнесмен, имеющий хорошую идею, получает от государства беспроцентно до 100 тысяч юаней (это 3 млн. тенге). Молодых бизнесменов в Китае поддерживает государство. Ни в одном казахстанском банке нет специальной кредитной программы со сниженной процентной ставкой для молодежи. А микрокредиты молодые бизнесмены не получают, так как у них нет залогового имущества. И    в новом законопроекте льготное кредитование молодых бизнесменов тоже не предусмотрено. Считаю, что закон о молодежи должен быть центральным документом, координирующим поддержку молодежи в разных областях, чтобы все мы работали  системно и целенаправленно, воспитывая  истинных патриотов страны.

Вместо точных норм мы видим в документе только общие фразы, ссылки на другие законы. К примеру, статья 6 пункта 1 гласит: «обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с действующим  законодательством». Зачем нам такой закон о государственной молодежной политике, если мы все время ссылаемся на другие законы? Разработанный документ в таком случае можно просто выбросить в корзину, давайте просто обращаться к другим законам.

Молодых – в Парламент! 

– Молодежь сегодня аполитична, и можно сказать, абсолютно аморфна в политических вопросах. Как законопроект о молодежной политике должен работать на политическое продвижение молодых? 

– Предлагаю ввести квоту для представительства молодых в законодательной власти. Например, в Государственной думе России действует партия «Молодая гвардия», пять молодых депутатов от которой решают судьбы страны.  В Европарламенте заседают шесть молодых депутатов в возрасте до 29 лет. В Казахстане необходимо внести в Закон о молодежной политике норму о квоте для молодых в Маслихатах. Скажем, в Маслихатах должно быть не менее 10% молодых, в Мажилисе – не менее 5% квоты для молодых.

 Возраст 25–30 лет – это то время, когда ты чувствуешь себя революционером, способным свернуть горы, изменить мир! Это тот момент, когда молодые люди генерируют неординарные, креативные идеи. Как раз то, чего не хватает консерваторам – чиновникам и многим сегодняшним депутатам. В нашем Парламенте не хватает свежих идей, и молодые люди могут быть полезны в этом отношении.

Ключ от демографии

– Сегодня казахстанская молодежь дестабилизирована, она не знает, куда ей двигаться, социальные лифты не работают. Молодой человек не ведает, кем ему стать, а если и знает, то не имеет возможности реализовать свои планы. Нет четкой молодежной политики, нет ясного понимания: что такое молодежная идеология, как должен развиваться молодой человек в нашей стране?

– Более 20 лет мы находимся в поисках национальной идеологии. Когда задают вопросы ответственным чиновникам о том, что такое национальная идеология, они не могут ответить на этот вопрос. Здесь придумывать велосипед или нечто космическое не надо! Государственная идеология –это четкие социальные гарантии, когда с момента твоего рождения поддержали твою маму, чтобы она могла полноценно воспитывать и растить тебя, затем ребенок смог поступить в детский сад,   среднее и высшее учебное заведение. Казахстанец должен иметь возможность получить образование, устроиться на работу, быть уверенным в завтрашнем дне – это и есть национальная идеология. Не надо громких  слов, идеология должна содержать элементарные социальные гарантии в виде обеспечения жильем, достойном уровне жизни. А наша молодежь не знает своего будущего, того, что ждет ее завтра.

– Чем грозят обществу пустые законы, провозглашающие лишь лозунги и штампы вместо реальных гарантий? 

– Нерешенность социальных проблем приводит к росту суицидов среди молодежи, разрушению института семьи. Согласно статистике, в одном Алматы в год регистрируется 12 тыс. браков, из них в первый год совместной жизни распадается 6 тыс. браков, в последующие три года – еще 3 тыс. браков от оставшегося числа. Получается, что за 3 года из 100 женившихся разводятся 70%. Нестабильность семьи вызвана социальными проблемами, отсутствием жилья, работы, средств к существованию. Социальной поддержки со стороны государства нет. Стоимость высшего образования переходит за миллионы. По примерным данным, 85% молодых в Алматы не имеют своего жилья, все снимают квартиры. В Астане, думаю, бездомных и того больше. Мы должны решать проблемы сегодня. Закон о молодежи – ключ от демографии! Если мы хотим расти и развиваться, мы обязаны помогать молодежи.

– Что вы, как молодой лидер, можете сделать для устранения пробелов законопроекта?

– На разработку каждого закона уходит 5 млрд тенге из бюджета. Я предложил бы: отдайте  средства  общественникам, они разработают шикарнейший закон, соответствующий всем запросам молодежи, вызовам времени и международным стандартам. Если Молодежный комитет, имея штатных работников, бюджет, административные возможности, не может разработать нормальный законопроект, то мы сами в альтернативной форме готовы разработать для них законопроект! Мы готовы каждую запятую, каждый пункт отстаивать перед депутатами и правительством. Надо понимать, что правительство и государственный аппарат – это слуги народа.

 

Беседовала Разия АБДЫКАДЫРОВА, «Т».

«ТРИБУНА.Коммунист Казахстана» №16 от 23 апреля 2014г.

Яндекс.Метрика