Home » Партийная жизнь » Таможенный союз для Казахстана: минусы и плюсы.

Таможенный союз для Казахстана: минусы и плюсы.

Что принесет стране участие в Таможенном союзе? Эта тема является сейчас одной из самых обсуждаемых в обществе. Пока неясны долгосрочные перспективы этой интеграционной структуры, но то, что реально поднялись цены на потребительские товары и, соответственно, на услуги – все это уже почувствовали на себе рядовые казахстанцы.

Из явных минусов можно отметить следующие.

1. Казахстану будет довольно трудно отстаивать собственные экономические интересы, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре союза. Так в этом союзе будут преобладать именно интересы России. Тем более, что ее голос и в комиссии 57%, по 21,5 у Казахстана и у Белоруссии. То есть фактически в 2 раза квота на принятие решений у России больше. Несомненно, придется потесниться экономической и политической элитам Казахстана. Наиболее острыми при этом станут проблемы, возникающие как следствие передела отношений собственности и власти.

2. С вводом в действие единого таможенного тарифа Казахстану пришлось повысить 5.044 импортных пошлин из 17.626. Министерство экономики и бюджетного планирования РК уже ожидает в этой связи роста годовой инфляции в Казахстане на 0,5-0,7 процентных пункта, так как глава МЭБП Бахыт Султанов заявил, что увеличение импортных пошлин повлечет и увеличение внутренних цен.

Ряд предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, европейские комплектующие, которые, проходя через Россию, будут облагаться 20% пошлиной. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара, то есть повысить цену, и тем самым снижается вероятность того, что товар их будет раскупаться. И, кроме того, оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли. И повышение цен на их продукцию может отразиться и на этих отраслях. И перед производителями дилемма. Или прекратить уже налаженное производство. И тогда завозить готовое оборудование из России, и это будет намного дешевле, то есть сюда будут поступать дешевые товары, и нашим производителям, себестоимость продукции которых достаточно высока, будет невыгодно этим заниматься, и все будут заниматься только продажей и перепродажей. Как оно и сейчас, собственно, происходит. Или так же заниматься прежним бизнесом, используя европейские комплектующие. И тогда они вынуждены будут повышать расценки, с которыми повысятся и экономические риски.

Также реальным подтверждением вышесказанного является и повышение таможенных пошлин на ввозимые автомобили из Европы и США, которое ощутимо сказалось на росте цен на автомобили на внутреннем рынке. Для многих казахстанцев остается непонятным и поэтому неприемлемым тезис о защите интересов российского автопрома, который в большинстве своем выпускает продукцию низкого качества по цене, за которую раньше можно было приобрести подержанный, но приличный, более комфортабельный, надежный, экономичный, удобный и более современный автомобиль европейского качества. Казахстанцы будут защищать интересы россиян и своими кошельками, так как созданы условия для вброса низкопробных автомобилей на казахстанский рынок, а противопоставить российской автомобильной экспансии Казахстану нечем, если не считать штучные изделия, опять-таки из российского сырья, устькаменогорских умельцев. Выгода от данного мероприятия для россиян очевидна, так как российский автопром обеспечивает работой прежде всего граждан РФ. Как ни крути, Россия с помощью ТС решает свои интересы, обеспечивая свою казну поступлением налогов, население – работой, бизнесменов – прибылью и фактически бесплатным и неконкурентным рынком сбыта.

3. Нынешним летом ощутимо повысилась цена на бензин. Мотивация вроде бы проста – необходимо выровнять цены с Россией. А для чего? Уровень жизни россиян несколько выше, чем у казахстанцев, это общеизвестно, у них возможностей побольше, да и экономика помощнее. Естественно, и цены на бензин выше. Хотя мы видим, что и российские власти борются с ценовым беспределом, правда не всегда успешно. Казахстанцам непонятно, почему мы, живя в стране, где много нефти, должны выравнивать цены с российскими, почему бы россиянам не выровнять цены с нашими? Тогда и российскому народу жилось бы легче от снижения цены на бензин: транспортные расходы уменьшатся, соответственно, уменьшатся цены на товары и услуги. А если нет, то тогда нужно выравнивать уровень жизни с россиянами: повысить зарплату, несколько раз в год реально индексировать бюджетные и пенсионные выплаты, обратить внимание на пенсионный возраст (55 и 60 лет против 58 и 63 лет), социальные выплаты по материнству и многое-многое другое. А пока очевидно предположить, что к осени в Казахстане поднимется цена на продовольственные товары и потребительские услуги, опять-таки из-за увеличения транспортных затрат, которыми будут мотивировать повышение цен на свои товары и услуги торговцы и различные услугодатели.

4. Существенно расширится сфера конкуренции, что, в конечном счете, может оказать как позитивное, так и негативное влияние на общеэкономическую динамику развития Казахстана. Как заявил Министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов: “Предварительный анализ показывает, что удорожание импорта лишь незначительно отразится на уровне инфляци. При этом, если мы добьемся снижения доли импортных продуктов, заменяя их продуктами собственного производства, этот рост будет нивелирован”. Многие в Казахстане такого оптимизма министра не разделяют, при этом считают, что интеграционная инициатива может негативно сказаться на казахстанском производстве. За 20 лет независимости правительство Казахстана так и не создало условий для бизнеса. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реальной поддержки производству было очень мало. Налоговая политика, административные и разрешительные процедуры не способствуют более динамичному развитию производства. Если не брать сырьевую составляющую, то у нас производство не развито, а развиты торговля и услуги. То, что мы называем производством, начинается не с нулевого цикла, а собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. И здесь, по сути, идет отверточная сборка. Вопрос в том, насколько конкурентоспособны наши предприятия. У нас еще нет жесткой борьбы. На сегодняшний день отечественный товаропроизводитель не готов ни финансово, ни качеством товаров на равных конкурировать как со своими белорусскими коллегами (в силу проводимой Лукашенко политики государственного капитализма), так и с россиянами, у которых финансовые, материально-технические возможности несопоставимы с ресурсами и возможностями казахстанских бизнесменов. И теперь, когда мы входим в Таможенный союз, эта ситуация может закрепиться. Казахстанский бизнес будет заниматься только покупкой и продажей товаров, но не производством.

Вместе с тем вполне очевидны плюсы от Таможенного союза.

1. Участие в Таможенном союзе для Казахстана явится дополнительным фактором, обеспечивающим его экономическую и политическую стабильность.

2. Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Белоруссии. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территорию этих государств, всегда были. Шестнадцать миллионов населения Казахстана – это совсем маленький рынок для производителя, для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз – положительное явление. Не будет таможенных постов, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Существенно расширятся потенциальные рынки сбыта как для дальнейшего развития более или менее благополучных в настоящее время отраслей экономики (топливно-энергетическая, цветная и черная металлургия, зерновое хозяйство), так и для возрождения пришедших в упадок (виноделие, производство фруктов, овощей и т.д.).

3. Пересечение границы всегда отнимает много времени и денег. Надо готовить очень много различных документов, проходить различные проверки. И то, что не будет межгосударственных таможенных границ – это большой плюс. Это прежде всего ведет к уменьшению издержек бизнеса.

4. Будут созданы более благоприятные условия для транзитных, межстрановых переливов капитала и рабочей силы, что, безусловно, явится мощным фактором экономического и социального развития.

5. Необходимым и неизбежным станет интенсификация взаимодействия стран-участниц Таможенного союза, направленного на решение инфраструктурных, экологических и иных масштабных задач, требующих объединения усилий.

6. В условиях сосуществования и взаимопроникновения экономик легче противостоять внешним экономическим угрозам и рискам, то есть при очередном кризисе шансов на выживание у нас будет больше. Совместные предприятия, снижение издержек при импорте и экспорте – это плюс.

7. Вполне целесообразно в рамках Таможенного союза использовать кооперацию и специализацию экономик стран-участниц, как в Советском Союзе. То есть Казахстан может поставлять зерно, нефть, газ, металл. А все остальное нам будут отправлять. Может, это и правильно.

Несомненно, процесс согласования страновых интересов и целей с союзными будет непростым и небыстрым. Об этом свидетельствует не только общемировой опыт, но и наш собственный, накопленный за последние десятилетия. Однако, региональная интеграция на данном этапе развития закономерна и неизбежна. И несомненно, руководители Белоруссии, Казахстана и России должны предусмотреть такие условия существования и взаимодействия в рамках единого таможенного (в будущем и экономического) пространства, которые были бы справедливы и одинаково выгодны абсолютно всем участникам ТС в интересах народов этих стран.

Секретарь горкома КНПК г.Экибастуз Г.Нугманова

Яндекс.Метрика