Home » "Коммунист Казахстана" » Танец пятна и линии

Танец пятна и линии

Сегодня в Музее современного искусства открывается выставка

Бахытнура Бурдесбекова – дизайнера по образованию и живописца по призванию. Как говорят о нем искусствоведы, он выражает себя в абстракции, у него по-детски яркий и свежий взгляд на мир, который он передает в своих ощущениях на полотнах. Как признается сам художник, его картины – это выражение подсознательного через цвет, линии, пятна…

«Когда пишу, сам еще не знаю, что получится. Бывает, начинаю эскиз, а на следующий день он мне уже не нравится. Все зависит от состояния, которое в тот момент переносится на холст. Иногда пишу три дня, иногда очень быстро, например, картину «Весна» я создал всего за три часа.

Случается, что мои работы вешают неправильно: вот «Рыбы» как-то в музее повесили наоборот, но я сам удивился тому, что ее, оказывается, интересно рассматривать и в другом ракурсе. Правда, абстрактные картины почти не продаются, но это не главное — главное, чтобы хорошо работалось, ведь для любого художника нет ничего страшнее творческого простоя», – говорит художник.

Бахытнур преподает дизайн в Евразийском национальном университете, и поэтому среди зрителей на выставке часто бывают его студенты, для которых пример наставника очень важен.

На его абстрактных полотнах часто можно разглядеть фигуру быка – любимый символ автора, может быть, потому, что родился он под знаком Тельца. А картина «Тyскi сәт» («Обеденный перерыв») явно свидетельствует о хорошем чувстве юмора художника – ленивое послеобеденное состояние ему удалось передать через образ зажмурившегося кота, голова которого возвышается над абстрактной круговертью ярких линий и пятен.

Коллеги единодушно признают высокий профессиональный уровень работ, вот что говорит о Бахытнуре Бурдесбекове художник Женис Какенов: «Мое чутье художника видит Бурдесбекова в рядах живописцев высокого класса, художника зрелой культуры, чувствует широкий диапазон его творчества, начиная с крохотных черно-белых картин до красочных двухметровых панно, твердо верит, что он не безвкусный, сверхмодный, неприступный».

Кстати, сам Бахытнур Бурдесбеков – родом из солнечного Алматы. Наверное, поэтому его декоративная живопись – яркая и теплая, как лоскутное одеяло и очень своеобразная. Девушки на полотнах Бурдебекова – таинственные незнакомки со слегка приоткрытыми глазами. Нежное отношение к миру и его обитателям – отличительная особенность и характера, и кисти этого художника.

К сожалению, несмотря на восторги, о нем до сих пор не написано ни одной достойной внимания критики, на него не обратил своего внимания ни один из искусствоведов. Но он не виноват в том, что его творчество представлено таковым, что не стал афишировать себя, не кричал о себе на каждом углу.

Однако декоративное прикладное искусство казахского народа, которое часто служит основой его картин, недалеко от теории абстракционизма. Орнаменты, танба и знаки, линии и петроглифы были глубоким искусством, которое нельзя передать словами, а можно лишь воспринимать ощущением, внимать сердцем. И Бахытнур – не из тех, кто, не постигнув азов рисования, рвется влиться в абстракционизм. Сначала школа, затем художественное училище, позднее Санкт-Петербург…

Его интуиция равна мастерству народных умельцев-зергеров, знающих, как свои пять пальцев, способы по созданию неописуемых цветных аппликаций, сырмаков, текеметов.

И, что немаловажно, его картины не отталкивают, как у представителя абстракционизма Кареля Аппеля, но и не притягивают сразу, как у мастера модернизма Густава Климта. Может быть, с этим фактом и связано то, что зритель не может определить для себя – хвалить или хулить художника.

В одной из картин он отдает предпочтение зеленому цвету, в другой – желтому, в третьей – коричневому, и каждая из них создает целостный колорит. Этот окрас притягивает другие цвета и заставляет служить линии, образуя целостность композиции. Отсюда и рождается, хотя и не целый сюжет, но образы, игра цветов и линий, которые, в свою очередь, приносят упоение для души. Появляется неописуемая картина, похожая на тонко разрезанный минеральный камень и отчаивается мастерство самого художника – результат интуиции и ощущения не всегда удается передать словами…

Рита Климова для КК

Яндекс.Метрика