Home » Северо-Казахстанский обком » ТЕСТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР РАЗУМУ И МЫШЛЕНИЮ

ТЕСТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР РАЗУМУ И МЫШЛЕНИЮ

«Образование: долг нынешнего

поколения будущему»

Джордж Пибоди

 

В Республике Казахстан Единому Национальному тестированию (ЕНТ) выпускников средних школ уже двенадцать лет. За двенадцать лет тестирования школьников в качестве итоговой аттестации накопилось очень много проблем в сфере образования таких как, снижение качества знаний школьников, отсутствие творческих способностей и критического мышления, поступление наших выпускников в российские ВУЗы, суициды. Решение проблем откладывается. До сих пор не было предоставлено внятных ответов на вопросы: «Для чего необходимо итоговое тестирование в школе?» «Как влияют тесты на образовательные процессы в школах и на выпускников?».

Откуда к нам пришли тесты? Более ста лет тому назад французские психологи Бинэ и Симон сообщили о создании тестов оценки интеллектуальных способностей школьников. Это сообщение всколыхнуло довольно долго застоявшийся тогдашний педагогический мир. Однако, после непродолжительной эйфории, исследователи в этой области, обнаружили реальные сложности, связанные с тестированием человека. Как оказалось, решение тестовых заданий не способно объективно оценить грамотность человека, уровень развития его мышления и творческие способности.

Основоположником и монопольным поставщиком тестов для различных форм массового тестирования в мировом образовании является американская компания ETS. Несмотря на огромные финансовые возможности компании, научному обоснованию и разработке оптимального процесса тестирования внимание не уделяется. Главное направление компании – массовое производство тестов и завоевание рынков сбыта. Для ETS это просто бизнес! Для нас образование — это национальный интерес. Если мы создадим систему образования, которая будет, во-первых, формировать духовно-нравственную развитую личность, во-вторых, развивать у школьников гражданственность и ответственность за будущее своей Родины, в-третьих, подготавливать высоко классифицированного специалиста, способного совершенствоваться на протяжении всей жизни, тогда сфера образования будет нашим национальным богатством.

Проблема современного образования в Казахстане, связанная с итоговой аттестацией школьников, заключается в том, что Правительство просто напросто клонировали американскую систему тестирования SAT, исказив клона до неузнаваемости. Во-первых, ЕНТ – тест государственный, имеет судьбоносное значение для выпускника школы, проводиться раз в году и результат его окончательный. В то время, как его американский аналог построен на другом принципе, учащийся за плату может проходить в удобное для него время, можно экзаменоваться многократно до достижения максимальной оценки, результаты тестирования не обладают юридической силой, могут учитываться или не учитываться ВУЗом. Во-вторых, Министерство образования с каждым годом совершенствует административный инструмент контроля и наказания с целью загнать учеников и учителей в «угол». А учащиеся совместно с учителями изобретают свои контринструменты, чтобы выбраться из этого «угла».

Введение тестирования в школах, как формы проверки качества итоговых знаний школьников радикальным образом изменило всю жизнь отечественного образования. Если советская школа, ориентируясь на принципы и методы классической гуманистической школы, имело своей целью формирование личности и интеллекта школьника, то теперь вся активность в школах направлена на преодоление формального, педагогически безграмотного, административного прямолинейного «тестоэказамена».

А что говорил классик педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский? «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным». Обучение, воспитание, развитие личности ребенка является целостным механизмом образования. Заимствование образования у других стран, карикатуризация до неузнаваемости приводит к негативным и печальным последствиям. Казахстан вошел в тройку стран мира по самым высоким показателям суицидов среди подростков и молодежи.  Действительно, среди молодых самоубийц много выпускников школ. Независимо от знаний, многолетний прессинг давит на психику. К ЕНТ начинают готовить с седьмого класса, очень часто звучат фраза: «Не сдашь ЕНТ, будешь улицы подметать!»

Если число совершенных суицидов в Казахстане растет, то функциональная грамотность школьников наоборот снижается. Исходя из анализа ситуации в среднем образовании «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» видно, что в школах утрачена система трудового воспитания, остается низким уровень развития творческих способностей школьников, информационная перегруженность ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся, практически отсутствуют навыки критического мышления. Как итога анализа – обучение в казахстанских школах ориентировано на получение формальных результатов, а не развитие личности. С чем связанны вышеназванные проблемы? Может быть с тем, что педагогам для подготовки детей к ЕНТ приходиться превращать свои занятия в примитивные тренинги по натаскиванию учащихся на примерах прошлогодних тестов.

Из всего этого следует вывод: тесты в образовании убивают разум и мышление нашей молодежи, не позволяют развиваться творческим и интеллектуальным способностям, вместе молодым поколением медленно и постепенно погибает будущее нашей Родины. 27 января 2012 года Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана отметил: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». Насколько ЕНТ помогло выпускникам в социальной адаптации?.. А ведь образование – это долг нашего поколения будущему.

Сауков Виктор

Северо-Казахстанский Областной филиал КНПК

Яндекс.Метрика