Home » Аналитика » Только дустом еще не пробовали

Только дустом еще не пробовали

Объемы розничной торговли продовольственными товарами в январе-сентябре выросли на 15%, достигнув суммы 1 триллион 96 миллиардов тенге. За этот же период Комитет по техническому регулированию и метрологии проверил 581 предприятие, реализующее продукты питания, из них в 382 случаях найдены нарушения.
«В результате проверок в 70% случаев были выявлены нарушения в части отсутствия сертификатов, отсутствия должной маркировки и реализации продукции, опасность которой была выявлена в ходе лабораторных исследований», – сообщил председатель комитета Рыскельды Сатбаев.
Иными словами, соблюдение требований к безопасности продуктов стало уже не правилом, а исключением. Причем отсутствие маркировки или сертификатов – это самое безобидное из нарушений. Гораздо хуже, что проверки выявили откровенно опасные продукты. Причем не где-нибудь на базарах, а в крупных супермаркетах.
Проверки, проводимые региональными подразделениями комитета по техрегулированию, затрагивают лишь малую часть продовольственного оборота. Представляете, сколько недоброкачественной продукции содержится в том триллионе тенге, на который накупили еды казахстанцы?
В отечественном законодательстве предусмотрено, что один из критериев обеспечения продовольственной безопасности – это гарантия безопасности пищевой продукции. Как видим, никакой гарантии нет и в помине. Стало быть, нет в стране и продовольственной безопасности. И вовсе не по тому, что мы не производим достаточно продуктов и зависим от импорта. Главная причина в том, что мы не можем гарантировать, что этим импортом не отравится народ. Защиту от опасных продуктов не дает ни их стоимость, ни место покупки.
В том же законе кроме красивого лозунга о гарантии безопасности пищевой продукции нет ничего, чтобы ее обеспечить. Есть только запрет на закуп в региональные стабилизационные фонды генетически модифицированных пищевых продуктов. Надо же какая забота – мы против генномодифицированной еды! А как насчет кофе с содержанием свинца, или семечек с кадмием, найденных в продаже не где-нибудь, а в столице республики?
Закон относится к подобным нарушениям, как к детским шалостям. Наказание за них – символическое. Каждый потребитель знает, что если начать разбираться по поводу испорченных продуктов, то максимум, на что можно рассчитывать – возврат их стоимости. Ни о какой компенсации морального вреда говорить не приходится.
По словам шефа Комитета по техрегулированию и метрологии, государство будет ужесточать наказания за распространение недоброкачественной продукции, вплоть до введения уголовной ответственности. И это логично, поскольку продажа опасных для здоровья продуктов – это ничто иное, как преступление. Ведь нас одновременно и калечат, и обворовывают!
Тем не менее, сейчас культура рынка настолько низка, что даже уголовная ответственность не спасет ситуацию. За всеми продавцами все равно не уследишь. Причина глубже. Она состоит в том, что система, при которой безопасность продуктов подтверждает сам производитель, оказалась далеко на самой лучшей.
Даже на западе, где мы ее скопировали, она дает сбои. Например, в США ежегодно пищевые отравления фиксируются у 48 миллионов человек, 128 тысяч из них оказываются в результате в больницах, а 3 тысячи погибают. И все это – именно по причине недостаточного контроля за производством продуктов питания со стороны госорганов.
Бизнес, какие бы красивые лозунги он не выдвигал, как бы не разглагольствовал о социальной ответственности и благе потребителей, преследует одну цель – прибыль. И она априори важнее всего остального, в том числе здоровья и жизни. Безопасностью продовольствия он будет заботиться только до той степени, пока она не помешает извлечению прибыли.
Государство не может за всеми уследить, и разовые проверки проблемы не решают. На совесть предпринимателей полагаться наивно. Где же выход? Эта задача может быть возложена на отраслевые объединения предпринимателей. Такая модель существует в Германии. Там качество и безопасность продуктов контролируют общественные организации. Например, чтобы гарантировать безопасность мясной продукции, они проверяют предприятия по всей технологической цепочке: производителей кормов, животноводческие фермы, забойщиков скота, предприятия по переработке мяса.
Общественные контролёры могу явиться на любое предприятие в любое время. Причем все расходы несет сам проверяемый. Если кто-то откажется сотрудничать с общественными контролерами либо допустит грубые нарушения, он рискует безнадежно потерять репутации и будет вынужден уйти с рынка.
В Казахстане главное препятствие для подобной модели – монополизация рынка. Для торговцев «имидж ничто, деньги – все». Иными словами, непременное условия, чтобы продукты для отечественных потребителей стали более безопасными – создание реальной конкуренции в сфере производства и продажи.

Никита!Александров

Яндекс.Метрика