Home » Аналитика » Труба длиною в миллиард

Труба длиною в миллиард

Главный газопровод страны дорожает, еще даже не появившись. Стоимость его строительства уже подскочила на 112 миллиардов тенге. Дополнительные расходы затем через тарифы лягут на потребителей, которые будут расплачиваться за бесхозяйственность газовых топ-менеджеров.

Строительство газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» объявлено стратегическим проектом. Труба протяженностью порядка полторы тысячи километров позволит доставлять газ с месторождений на западе республики в южные регионы: Алматы, Кызылординскую, Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Алматинскую области. Тем самым она избавит самую густонаселенную часть страны от зависимости от импортного газа. Кроме того, газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент» создаст возможности для экспорта излишков газа в Китай.

Словом, речь идет о «стройке века». И денег на нее не жалеют. Причем не жалеют столько, что аж ветер свистит.

По выводам Счетного комитета, деятельность ТОО «Газопровод Бейнеу-Шымкент» («ГБШ») является убыточной (ну а как иначе, если газопровод только строится, и прибыли не может быть по определению – она появится только после того, как начнется транспортировка газа, и окупятся все затраты).

Тем не менее, компания не стесняется в непроизводственных расходах. «В распоряжении ТОО «ГБШ» находится 22 автомашины, из которых 11 – престижные внедорожники «Toyota Land Cruiser», 5 автомашин бизнес-класса, 6 микроавтобусов, расходы по содержанию и обслуживанию которых составили 86,5 млн. тенге» – указывается в заключении Счетного комитета.

В составе ТОО «ГБШ» работает порядка 100 человек, создана специальная проектная группа. Но этого оказалось мало, и дополнительно нанимаются дорогостоящие консультанты по управлению проектом.

«Несмотря на убыточность деятельности и затягивание процесса начала реализации проекта «ГБШ», сотрудникам ТОО «ГБШ» стабильно выплачивались ежеквартальные и годовая премии, праздничные премии, за 2011 год и 4 месяца 2012 года им начислена заработная плата и прочие выплаты на сумму 1 млрд. тенге, в том числе премии – 289,4 млн. тенге», – указывается в отчете проверяющих.

Несмотря на обилие управленцев и консультантов, исполнение работ затягивается. А в таких случаях промедление подобно разорению. Ведь стоимость материалов и комплектующих постоянно растет. Первоначальная стоимость строительства газопровода уже увеличилась на 112 миллиардов тенге, достигнув 460 миллиардов тенге (3,08 миллиарда долларов). При этом только за счет подорожания труб будет переплачено 95,9 миллиарда тенге (643 миллиона долларов).

Причем сами трубы, по данным Счетного комитета, уже закуплены, и более полугода лежат под открытым небом. Что, мягко говоря, не улучшает их качество и надежность будущего стратегического газопровода.

Проекты такого масштаба в настоящее время в Казахстане можно пересчитать по пальцам. Вместе с тем, за ним общественного контроля, равно как и государственного. По выводам Счетного комитета, министерство нефти газа даже не располагает информацией о ходе сооружения «Бейнеу-Шымкент». Чем в таком случае занимается это ведомство, остается только догадываться.

Источник: http://vmeste.com.kz

Яндекс.Метрика