Home » "Коммунист Казахстана" » ЦЕЛИ КНПК В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЦЕЛИ КНПК В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Проблема образования обсуждается во всех слоях казахстанского общества. «Реформирование» нашей образовательной системы и наука все больше грозит ее разгромом в угоду империалистам. Совершенно очевидно, что утратив позиции в образовании, Казахстан одновременно будет терять свой научный потенциал и, в конечном счете, превратится в колониальную, отставшую территорию, что желательно мировому империализму.

Обратимся к историческим фактам.

Одна из главных причин позорного проигрыша русско-японской войны состояло в том, что в японской армии все были грамотные, а в российской армии восемь человек из десяти не знали грамоты. Тогда Столыпин предложил ввести обязательное начальное образование, однако предложение это было отвергнуто. Это предложение намеривались реализовать в 1916 году, но к этому времени уже фактически Россия проиграла и Первую мировую войну.

Но в 1945 году Советская страна одержала Победу над коварным и образованным врагом. Общепризнано, что наряду с другими факторами, эта была победа советской науки, советской школы, советского учителя.

Мир убежден, что наука стала главной производительной силой, без которой невозможно современное развитие ни одной страны. Советские ученые были всегда в почете. Знаменитый Билл Гейс создал свой колоссальный капитал за счет самых талантливых математиков. Причем из ста этих математиков 50 русские, 30 индусы и китайцы и только 20 американцы.

Тысячи наших ученых работают за границей, но на их обучение страна затратила большие средства. Насущная задача – вернуть их на родину, создать им лучшие условия, чтобы они свои знания направляли на процветание Казахстана.

Если государство стремится занимать передовые рубежи в науке и технике, то и заботу об образовательном уровне своих граждан оно обязано считать основным приоритетом и реально это подтверждать. Если же этого не демонстрируется, то можно заявлять все что угодно, а на деле страна уводится с магистральной линии научно-технического прогресса.

Проблема всеобщего образования решает задачу выявления из массы учащихся тех, кто наиболее способен к самореализации в науке, производстве и управлении. Советская система образования блестяще решала эту задачу. Это признавали главари фашистского вермахта. Они признавали, что проиграли войну, так как проиграли тому учителю, который за десять лет справился с уникальной исторической задачей – задачей обучения и воспитания нового поколения советских граждан. После запуска первого спутника Земли, комиссия США признала, что США проиграли в школьном классе и студенческой аудитории. После этого ассигнования на образование в США были увеличены в разы.

Общеобразовательная система переживает весьма сложный период, она все больше приобретает коммерциализационные формы, а вузовское образование прочно превратилось в платную структуру. Вновь возродили позорный принцип «кухаркиным» детям не нужно образование.

Уничтожение дошкольного образования началось вместе с первыми шагами по демонтажу советской образовательной системы. Сейчас власти начали высказывать озабоченность этой проблемой, хотя сами ее и создали.

Действующая власть реализует принцип «Образование – для избранных», мы отстаиваем принцип: «Образование – для всех». Задача школы – учить детей, а не заниматься коммерцией.

Когда идея ЕНТ только возникла, речь шла о том, что его внедрению будет предшествовать масштабный эксперимент. Однако эту абсурдную форму оценки знаний внедряли агрессивно. Мощная критика тестирования, применяемая при сдаче ЕНТ профессиональными специалистами, родителями, да и самими учащимися и студентами, вызвана не только тем, что тест заменяет умение мыслить тупым натаскиванием или угадыванием. В ходе образования учащихся и студент должен научиться, не только грамотно строить свою речь, но и овладеть азами ораторского искусства, особенно в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

В результате стихийной организации подготовки специалистов вузы выпустили и продолжают выпускать юристов, экономистов, а свободных мест для их трудоустройства нет, в то же время промышленные предприятия нуждаются в специалистах разных профессий. Расчет на то, что «рынок все организует»? Жизнь подтвердила, что это маниловские мечтания.

Решение важнейшей проблемы для успешного развития общего и профессионального образования и науки зависит от достаточного финансирования этих направлений, а недостаточные расходы бюджета порождают главную проблему и его недоступность, особенно высшее образование. Для того, чтобы выйти из этого заколдованного круга на образование необходимо выделять не менее 8-10%, а для науки не менее 5% от ВВП страны.

Ставка на инновации нужна не на словах, а на деле. Нужна реальная поддержка науки по всем ее отраслям. Отраслевая наука отсутствует вовсе. Если и выделяются крохи, то и они подвержены коррупции, распиливанию выделенных сумм весьма наловчились.

С целью достижения продовольственной безопасности требуется на научной основе восстанавливать плодородие сельскохозяйственных угодий. Одновременно необходимо обеспечить потребность в минеральных удобрениях собственного производства.

Правящий режим выдвинул лозунг ускоренной модернизации всей экономики. Необходима модернизация, но особая роль в ней принадлежит образованию и науке и это никто не оспаривает. Но проходит время, а реальных сдвигов нет. Из массы слов, заверений можно выделить два намерения: «привлечение инвестиций» и дикая «профилизация» нацеленность на которые якобы вызывается запросами рынка. Это касается науки и образования. Сегодняшнее положение в этих направлениях – это дороги в пропасть. Капитал никогда не работал и не работает на научно-техническую сферу и экономику в целом в интересах общества и государства, а он всегда работает на личную пользу и на получение прибыли.

Стремление правителей профелизировать все и вся, подстраивание под запросы рынка – это такой же блеф. Какой у нас рынок? Это барахолка, а мы похожи на страны «третьего мира» и то на ранней стадии их развития, которой повезло с природными ресурсами.

Нужно перевернуть пирамиду, чтобы структура экономики определялась работой системы образования и науки, а не наоборот.

Партия убеждена, что Казахстану нужна не любая модернизация – опережающая, а не догоняющаяся, мобилизующая к получению знаний, стимулирующая к развитию всех граждан, весь народ.

Для выхода Казахстана на передовые позиции социально-экономического, научного и культурного прогресса необходимо поднять уровень развития и науки и образования. Партия считает необходимым осуществить следующее:

– обеспечить гарантию сохранения научных школ, созданных ранее и других научных центров страны;

– законодательно запретить приватизацию учебных заведений, научно-исследовательских институтов, лабораторий, экспериментальных производств;

– отменить все налоги на образовательные учреждения, если деньги вновь включаются в образовательный процесс;

– законодательно приравнять научных и педагогических работников к государственным служащим по уровню заработной платы и социальных гарантий, установления пенсионного обеспечения ученых и педагогов в размере не менее двух третьей от уровня заработной платы, получаемой ими до выхода на пенсию;

– отменить принудительную бакалавризацию страны, бакалавр – это не специалист, надо восстановить среднетехническое образование. Исключительно на добровольной основе участвовать в болонском процессе;

– отказаться от единого национального тестирования в качестве обязательного госэкзамена;

– возвратить школе так называемый золотой стандарт, создающий условие для получения каждым учеником фундаментальных знаний;

– отменить нормативные акты, которые предусматривают коммерциализацию образования, науки, культуры и медицины.

Разработка вносится Холодковым, Сагикызы, Абрахматовой и Капкаевой

Яндекс.Метрика