Home » "Коммунист Казахстана", №30//13.09.2013 » Цена хлеба

Цена хлеба

В республике не утихают споры о том, по какой цене АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» будет в нынешнем году закупать зерно у крестьян.

Говорят, что цена закупа должна быть справедливой и отражать реальную картину текущей ситуации на рынке зерна. Как следует из имеющейся неофициальной информации, объявление цены на зерно, скорее всего, может прозвучать в самое ближайшее время. И только потом, после обсуждения на заседании Зернового холдинга, правительству будет предложена цена закупа, которая и должна стать компромиссной между участниками рынка и государством в лице Продкорпорации. Тем не менее, некоторые эксперты полагают, что «с одной стороны сообщения о куда более высоком прогнозе сбора урожая в этом году в России и целом ряде других зерновых стран (Канада, США), работает на понижение цены». С другой – в нынешнем году качество зерна будет ниже прошлогоднего. Ожидается, что доля пшеницы третьего класса существенно сократится в пользу пшеницы классом ниже, значит, и цена на нее будет ниже. Потом – уборка зерна ожидается сложной из-за затянутой вегетации зерновых, а значит, это зерно надо будет сушить, подрабатывать и т. д. Все это отразиться на его себестоимости и конечно, понесенные затраты сельхозтоваропроизводители захотят возместить за счет предложения более высокой цены. Но не исключено, что они будут избавляться от «проблемного» влажного зерна, чтобы не нести все эти затраты, и тогда цена может существенно снизиться.
Разговоры с крестьянами показывают, что многие ждут цены как минимум, в 25–26 тысяч тенге за тонну. Цену в 30 тысяч называют единицы. Однако, Продкорпорация может предложить свои варианты.
Во-первых, поставить цену ниже рыночной. Например, сегодня цена на внутреннем рынке колеблется в пределах 200 долларов за тонну пшеницы третьего класса. В этом случае Продкорпорация может поставить цену, например, в 150–160 долларов. Но это если на Продкорпорацию смотреть с точки зрения равноправного участника рынка. Тогда, закупив зерно по 150–160 долларов, компания сможет затем его реализовать по более высокой цене в течение маркетингового года.
Второй вариант менее вероятный, но он не исключен. Цену закупа Продкорпорация может предлагать и выше рыночной, в районе 220–230 долларов. И это, конечно, будет сюрпризом для фермеров. Хотя в результате компания может оказаться в убытках, зато фермерам будет показано, что идея Зернового холдинга реализовалась успешно, и он предлагает реальную поддержку крестьянам, которую они сразу смогли почувствовать. Особенно, если учесть, что такой организации в Казахстане еще не было и очень важно ей дать хороший старт хорошими ценами. Однако эксперты все же придерживаются более реалистичных взглядов, где наиболее вероятная цена закупа будет лежать в пределах 23–25 тысяч тенге.

Рита Климова для КК

Яндекс.Метрика