Home » Западно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Украинские события: взгляд со стороны (часть третья)

Украинские события: взгляд со стороны (часть третья)

Президентское шоу.

Президентская кампания на Украине приближается к своему завершению. На этот раз она лишена интриги, так как Запад по сути уже сделал свой выбор и этот выбор, извиняюсь за тавтологию,  обсуждению не подлежит- президентскую гонку выиграет украинский олигарх Петр Порошенко, причем победа ему будет обеспечена уже в первом туре. Несколько забавный итог Евромайдана, рекламируемого, как народная революция, не правда ли? На главных потенциальных конкурентах шоколадного короля-Виталии Кличко и Юлии Тимошенко Вашингтон и ЕС уже давно поставили большой и жирный крест. На первом – еще в период майдана, сразу после свержения Януковича, что и обусловило впоследствии заключение скоропостижного союза между партией «Удар» и олигархом, на газовой принцессе- немного попозже, когда собственно и всплыла на поверхность фигура одного из закулисных спонсоров Евромайдана. Политические обстоятельства диктуют Западу полностью контролирующему киевское правительство необходимость быстрейшего решения легитимизации новой власти через президентские выборы. Именно поэтому есть все основания полагать, что время «борьбы» за президентское кресло будет ограничено впервые после 1991 года одним туром,т.е. уже в первом туре Петр Порошенко преодолеет необходимый для победы пятидесятипроцентный барьер. Волеизъявление избирателей? Вы о чем? Это смешно… Что же касается публичного обещания Юлии Тимошенко «зайти на третий круг революции” в случае её проигрыша то это не более чем политический шантаж.

   Главный вопрос текущего выборного процесса – что положительного дадут Украине и её народу президентские выборы.

Повторяемые администрацией Обамы, как священная мантра, слова о том, что всё решат президентские выборы на Украине которые состоятся 25 мая 2014 года не содержат в себе никакого разумного обоснования. По большому счету эти выборы  не решают ни одной из существующих сегодня проблем погружающегося в хаос насилия и распада украинского государства. Создается стойкое впечатление, что администрация американского президента видит абсолютно сюрреалистичную картину происходящих на Украине событий и вследствие этого находиться в плену каких-то политических иллюзий. С одной стороны это понятно так как загадочная славянская душа наверное недостижима для американского мировоззрения, но с другой стороны непонимание классических произведений Достоевского не является оправданием топорной работы американской дипломатии. Топорной, именно с точки зрения американских интересов в восточноевропейском регионе.

   Несмотря на то, что вопрос о легитимности новой власти нас совершено не занимает так как само это понятие за последние два десятилетия в практике международных отношений стало не более чем фиговым листком, тем не менее, рассмотрим данную проблему применительно к Украине.

   Если говорить об избирательной легитимности, то здесь особых претензий ни у кого возникнуть не может. Согласно действующей конституции Украины количество граждан воспользовавшихся своим правом голосования не имеет значения. То есть даже тот факт, что на избирательные участки не явятся  миллионы избирателей проживающих в  Донецкой и Луганской областях  не служит юридическим обоснованием для признания нелегитимными данных выборов.  Другой аспект непосредственно находящийся в плоскости реальной политики – это территориальная и моральная (в глазах населения) легитимность будущего избранного президента. Рассмотрим гипотетический случай: жители Калифорнии,Техаса и Флориды в едином порыве отказались от участия в избирательном процессе президентских выборов в США. Будет ли для них избранный президент морально легитимен? Будут ли они признавать его главой государства и считать необходимым исполнение его приказов и распоряжений? Однозначно-нет. Та же ситуация на Украине. Для жителей Донецкой и Луганской областей лично Петр Порошенко никогда не станет ПРЕЗИДЕНТОМ ИХ страны. Таким образом, для сохранения территориальной целостности страны президентские выборы не играют никакой роли. Более того они только усугубят раскол и территориальное размежевание внутри страны. Единственное, что может сохранить Украину в её современных де-факто границах-это политика разумного компромисса и политической целесообразности. К сожалению этого мы пока не видим в действиях нынешних временных киевских властей взявших курс на силовое решение гражданского конфликта.

   Признает или не признает результаты президентских выборов на Украине официальный Кремль-это, исходя из сугубо прагматической точки зрения, дело третьестепенной важности. Однозначно, что со сверхновой властью в Киеве после 25 мая  Москве придется договариваться и в первую очередь по дальнейшим двухсторонним экономическим отношениям, и по поводу транзита российского газа в европейские страны. Надежда на то, что Порошенко придя к власти, отбросит предвыборную популисткую  риторику и как бизнесмен здраво подойдет к урегулированию имеющихся проблем, безусловно, пока сохраняется, как сохраняется пока у будущего президента Украины его далеко не маленький бизнес в России. Однако уже сейчас видны те последствия Евромайдана, с которыми ему придется столкнуться. Прежде всего – это экономические проблемы Украины, которые 17 миллиардным кредитом от МВФ решить невозможно. Социальная напряженность в украинском обществе будет только нарастать. С учетом разгула бандитизма, ростом радикальных настроений, падением авторитета властных структур и их общей деморализацией, наличием повстанческого движения на юго-востоке,  возрастающей конкуренцией внутри прежде единого антироссийского политического лагеря-всё это в совокупности способно продлить ситуацию  хаоса в стране до нескольких лет и значительно сократить срок пребывания победителя нынешней президентской гонки у руля власти.

Юго-восток и федерализация.

   Последние события на юго-востоке Украины, связанные с продолжающимся шоу под названием «антитеррористическая операция» никаких ассоциаций кроме как с плохой балетной постановкой не вызывает. По продолжающейся инерции Кремль продолжает протестовать по поводу атак правительственных войск и бандформирований нацгвардии на города и сёла юго-востока, но судя по прекращению военных учений российской армии вблизи границ Украины-высокие договаривающиеся стороны пришли к консенсусу, что и следовало ожидать, так как Владимир Путин и не планировал по крайней мере в ближайшее время присоединять Донбасс к Российской Федерации так как это было бы чревато большими политическими и экономическими потерями для России. Фактор юго-востока был умело использован российской дипломатией для борьбы в международных верхах за Крымский полуостров. Теперь проблемы  самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик – это проблемы исключительно киевских властей и населения юго-востока. В принципе у правительства Яценюка сейчас, после возвращения российских воинских частей в места постоянной дислокации, фактически развязаны руки и какой вариант оно применит-силовой со штурмом и многочисленными человеческими жертвами или же мягкий, сопровождающийся экономическим удушением непокорного Донбасса-зависит от новых рекомендаций Белого дома.

   Что же касается возможности нового конституционного переустройства Украины на основе федеративного устройства то подобный путь развития отнюдь не устраивает Киев так как приведет к возникновению союза самостийных олигархических княжеств, не говоря уже о том, что федерализация несет в себе угрозу нового Крыма. Таким образом, федерализация не отвечает государственным интересам Украины на современном этапе.

   События на Украине должны послужить хорошим уроком для руководства стран постсоветских республик и для тех, кто в будущем придет им на смену: из ультранационалистов мудрых государственных деятелей никогда не получится, потому что эмоции и этнофобии у них идут впереди логики политической целесообразности. Еще один урок заключается в том, что с коррупцией-этой ахиллесовой пятой всех постсоветских властей необходимо бороться не на словах, а на деле. Терпение народа не безгранично, а его справедливым возмущением всегда могут воспользоваться в личных интересах деструктивные элементы либо же третьи силы из-за рубежа. И, конечно же, особое значение должно придаваться качеству политической элиты страны. Именно от политической элиты общества, в конечном счете, зависит успешное развитие государства, сохранение его территориальной целостности и гражданского мира в социуме.

 Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ,

Западно-Казахстанский обком КНПК

Яндекс.Метрика