Home » Аналитика » Ураганом по бюджету Казахстанские финансы не готовы к ЧС

Ураганом по бюджету Казахстанские финансы не готовы к ЧС

Продолжается работа по ликвидации последствий стихийных бедствий в южных регионах области. Некоторые населенные пункты все еще остаются без электроснабжения. Предстоит расчистить участки автодорог, отремонтировать пострадавшие дома и различные объекты.

Только в Жамбылской области нужно восстановить порядка двухсот жилых и административных зданий. В Южной-Казахстанской области пострадало порядка двух тысяч домов, свыше 40 социальных объектов. Кроме того, строителям придется заняться восстановлением 5 мостов, 26 дорожных проездов.

Ураган прошелся не только по населенным пунктам, но и по бюджету. И вновь встает вопрос: как и из каких источников будет оплачено восстановлению потерь от очередной природной катастрофы?

Первые суммы уже поступили из республиканской казны. В Жамбылскую область из центра перечислено 800 миллионов тенге, которые поделены между районами и городами. Аким области Канат Бозумбаев сообщил, что  владельцам частных домов, пострадавших от стихии, будут выдаваться стройматериалы. Предусмотрено компенсировать убытки животноводов, потерявших немало скота.

Глава ЮКО Аскар Мырзахметов сказал, что деньги на строи­тельство новых домов и ремонт поврежденных зданий пойдут из средств областного бюджета. Ну а тем, у кого отсутствуют правоустанавливающие документы на недвижимость, остается надеяться только на благотворительность.

Характер стихийных бедствий и регионы меняются, но одно остается неизменным: системы финансирования устранения последствий как не было, так нет. И ничего не делается, чтобы она появилась.

По сути, сейчас в государстве есть только один механизм – это средства бюджета, которые заложены в статье «резерв на чрезвычайные ситуации». Размер этой суммы планируется приблизительно. Причем если она не используется в течение года, то деньги не накапливаются, а тратятся на иные цели. Таким образом, государство даже не ставит задачу копить средства на случай крупных природных или техногенных катастроф.

Между тем, если таковая случится, то резерва не хватит. Он итак трещит по швам, когда в стране случаются бедствия более-менее серьезного масштаба. И тогда в ход идет благотворительность, которая на самом деле представляет собой сбор денег по разнарядке.

В основном, платить приходится госкомпаниям. Также работники различных госорганов перечисляют свой однодневных заработок в фонд пострадавших. Это все разовые акции. А сильных благотворительных фондов, которые могли бы на системной основе помогать жертвам стихийных бедствий, в стране тоже нет.

Наконец, нет у нас и нормальной системы страхования. Также как отсутствует общенациональный пул страхования рисков стихийных бедствий.

По сравнению со многими другими странами, Казахстан можно назвать благополучным: у нас не случается, скажем, тайфунов или цунами. Но на самом деле наша республика не менее уязвима, поскольку может случиться целый «букет» стихийных бедствий – землетрясения, наводнения, оползни, сели, морозы, бураны, засуха.

И когда эти бедствия вырастают за пределы обычного, население и бизнес сталкиваются с проблемами. Как мы видим, если им помогают, то не сразу и не в полном объеме. А в случае же природной катастрофы они останутся беззащитными.

В статье «Катастрофическая реформа» мы уже анализировал новый закон в сфере гражданской защиты и пришли к выводу, что нормальных механизмов возмещения ущерба в нем так и не появилось.

А значит, так и будем справляться с природными бедствиями по принципу «с миру по нитке».

 

Никита!Александров

22.01.2013

http://vmeste.com.kz/?p=906

Яндекс.Метрика