Home » Аналитика » УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Пресс-служба ЦК КНПК

Социальное государство — это идеал современного общества, к которому стремятся и условия которого пытаются реализовать в каждой стране, наличие его компонентов стало условием обеспечения стабильности власти и благоприятного социального климата в обществе, способствующего его поступательному развитию.

Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики

властей той или иной страны. Этот процесс идет успешно в условиях глубоких социал-демократических традиций, развитых социальных и профсоюзных движений наемных работников, которые снизу стимулируют социализацию государственной власти и «социальную мутацию» капитализма, начинающего перерастать в посткапитализм в последние десятилетия XX века.

Социальная проблематика принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства. В конце 80-х годов начались глубокие трансформации в советском социалистическом обществе, приведшие во второй половине 1991 года к открытию современной модернизации постсоветских стран. С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и политический оборот.

Ценности социального государства нашли отражение в программных документах многих политических партий и общественно-политических организаций. Наконец, положение о социальном государстве получило закрепление в Конституциях многих стран. В Основном Законе социальное государство трактуется как политика направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в условиях современной модернизации страны.

Научные исследования в области теории социального государства в Казахстане пока находятся в начальной стадии. В отечественной социологической и политологической литературе феномен социального государства пока остается малоизученным. Вместе с тем для зарубежной политической социологии данная тема не нова. В научный оборот понятие «социальное государство» ввел в 1850 году Лоренц фон Штайнз. В дальнейшем весомый вклад в разработку теории социального государства внесли такие западноевропейские ученые, как Х.Байер, Б.Венер, Г.Геллер, Т.Маршалл, Ф.Нойманн, Ф.Пильц, Г.Риттер, М.Спикер, Т.Тилтон, Р.Титмус, А.Фукс, Р.Хайнце, Е.Хубер, Т.Тилтон и другие. Параллельно с развитием теории социального государства в зарубежной литературе получили распространение научные исследования проблем социально ориентированной экономики и социального рыночного хозяйства. Последний осуществлялись в контексте формирования в странах Запада национальных моделей социального государства.

Государство как основной институт политической системы общества, выступает носителем императивной власти. Последняя как компонент содержания государственной системы обусловливает ее признаки, особые полномочия и функции, которыми не обладает ни одна другая политическая организация. Государство представляет все общество в целом, выступает стержневым консолидирующим элементом политической системы, выражает «политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости». Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система. Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство. Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное закрепление ценностей социального государства. Раньше других стран это произошло в Германии в 1949 году. В дальнейшем к этому решению пришли и многие другие страны Запада: Франция – в 1958 году, Швейцария – в 1972 году, Греция – в 1973году, Швеция – в 1975 году, Испания – в 1978 году. В 90-е данный процесс затронул и восточноевропейские пост социалистические страны.

Современная стратегия модернизации развитых и развивающихся стран направлена на формирование информационно-технологического способа производства с социально ориентированной экономикой, современного гражданского общества, многочисленного среднего класса, демократической политической системы и правового государства.

Социальная рыночная экономика дает обильную пищу для удовлетворения социальных потребностей населения, который затем перераспределяется на основе «щедрого социального законодательства» посредством активной и адресной социальной политики. При этом рыночный характер экономики гарантирует рентабельность субъектов хозяйствования и как следствие обширную базу налогообложения, средства от которого также используются для реализации многочисленных социальных программ и проектов. Таким образом, без социальной рыночной экономики, производящей социально наполненный валовый внутренний продукт и создающей обширную налогооблагаемую базу, социальное государство остается декларацией о намерениях. В свою очередь, массовое потребление и удовлетворение многообразных потребностей граждан и общественных групп активно стимулирует хозяйственный рост, обеспечивает экономическую динамику и политическую стабильность.

Если социальное рыночное хозяйство создает экономические условия для прогресса социальной государственности, то правовое государство обеспечивает ему политические предпосылки. Оно актуализирует социальные права, способствует’ формированию системы социального права, в которой данные права приобретают статус неотъемлемых и гарантированных Конституцией и другими юридическими нормами. В Казахстане сделаны определенные шаги к собственному правовому государству. Это становление элементов разделения основных ветвей государственной власти в условиях современной переходной демократии, прогресс легитимности основных институтов государственной власти, формирующихся на основе свободных выборов, становление системной оппозиции, институционализация политических компромиссов официальной власти с оппозицией, появление нормативных актов, гарантирующих политические и социально-экономические права граждан и др. Большинство перечисленных особенностей пока представлены лишь в тенденции.

На основе вышеизложенного формулируется вывод о том, что ныне Казахстан переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства в стране.

Хотелось бы подчеркнуть, что социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны. Этот процесс идет успешно в условиях глубоких социал-демократических традиций, развитых социальных и профсоюзных движений наемных работников, которые снизу стимулируют социализацию государственной власти.

В связи с этим формационной предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма. В силу различий культурного и политического поля разных стран, своеобразия менталитета, исторических особенностей и других причин в разных странах по разному решался вопрос о соотношении ценностей социальной справедливости и свободы.

В странах с традициями либерализма сложилась либеральная модель государства благосостояния. В государствах с глубокими традициями социал-демократии сформировалась социал-демократическая модель. В условиях ценностей свободы и социальной справедливости возникла консервативная модель. Различия между ними не меняют природы социального государства в целом. Оно при всех различиях национальных моделей неизменно гарантирует гражданам достойный уровень жизни, надежные социальную защиту и социальное обеспечение, минимизацию социальных рисков, наконец, условия для самореализации творческого потенциала личности.

Но важным условием при формировании социального государства является гражданское общество, а именно его наличие и высокий уровень развития, без процессов снизу возникновение социального государства невозможно!

Халабузарь О.П. – (Алматы)
Яндекс.Метрика