Home » Западно-Казахстанский обком » В Уральске народные коммунисты обсудили проблемы современного образования.

В Уральске народные коммунисты обсудили проблемы современного образования.

12 июня 2015 года в Уральске в офисе Западно – Казахстанского областного филиала Коммунистической народной партии Казахстана прошел круглый стол на тему «Горе от ума». В мероприятии приняли участие представители государственных органов, политических партий, гражданского общества и СМИ. Целью круглого стола являлось обсуждение проблем современного образования.

В своем выступлении второй секретарь обкома Султанбек Султангалиев сказал:«В 2015 году ЕНТ в Западно-Казахстанской области сдавало 3116 выпускников из 4581 т.е.приняло рекордно малое количество школьников – всего 68%. Максимальный балл – 125 набрала выпускница лингвистической гимназии «Yмiт» из Теректинского района Сымбат Самат.
В нашей области из 235 обладателей знака «Алтын белгi» свои знания подтвердили только 120. При этом средний балл выпускников по итогам ЕНТ составил 83,6. Самые низкие знания показали выпускники Бокейординского, Каратобинского и Казталовского районов. В апелляционную комиссию поступило 12 заявлений, по их итогам восьми выпускникам добавили по 8 баллов. Апелляцией воспользовались и два обладателя знака «Алтын белгi».:  – 100 и выше баллов набрали 611 выпускников, что составляет 19,60% от общего количества участников ЕНТ. Пороговый уровень для участия в конкурсе на присуждение государственных грантов по области не сумели преодолеть 300 выпускников.

О результатам ЕНТ в разрезе городов лучший результат показали Астана и Алматы, однако в списке шести лучших школ учебных заведений из этих городов нет. Первое место в рейтинге учебных заведений, демонстрирующих результаты ЕНТ выше 100 баллов за последние 5 лет, заняла Областная специализированная школа-интернат для одаренных детей города Уральска. Второе место досталось также школе из ЗКО – Областная школа интернат №11 для одаренных детей имени С.Сейфулина (Уральск).

Третий результат по стране показала Региональная школа интернат для одаренных детей «Дарын» города Кентау. Четвертое место заняла школа-интернат для одаренных детей «Дарын» из Костаная. Пятое – Специализированная школа-интернат для одаренных детей имени М.Кусаинова (Актобе), а шестое – Гимназия №93 (Караганда).

При этом Областная специализированная школа-интернат для одаренных детей города Уральска и Региональная школа интернат для одаренных детей «Дарын» города Кентау показывают средний балл выше 100 баллов уже в течение 11 лет.

Напомним, ЕНТ в этом году сдавали 87 600 выпускников в 155 пунктах. В тестировании приняли участие 95% от числа всех выпускников школ. Выше 100 баллов набрали 13 100 учеников, это 15% сдававших. Количество детей получивших высокий балл по сравнению с прошлым годом увеличилось на 3%. Непродуманная реформаторская чесотка, которой перманентно страдают высшие функционеры от образования, наносит непоправимый вред, как самой образовательной системе, так и молодому поколению казахстанцев.
В депутатском запросе фракции «Народные коммунисты» было отмечено: «Ни одна реформа не доведена до конца, и никто не понес ответственности за бездумно и неэффективно потраченные средства. Нет конкретного диалога с гражданским обществом, нет анализа положительных и отрицательных результатов от нововведений. Наконец, следует констатировать, что общий уровень образования снижается на протяжении всех последних лет.».

     Между тем в отечественном образовании скопилось множество так до сих пор и не решенных проблем.  В первую очередь это нехватка самих учебных заведений из-за чего распространенным фактом является переполненность школ, что отрицательно влияет на качество образования и уровень знаний детей. Во-вторых, ощущается проблема нехватки специалистов, особенно это касается положения в сельской местности, где порой в силу отсутствия нужного специалиста учебные занятия проводит учитель с другой специализацией: к примеру, филолог ведет биологию, физик математику и химию и т.д. Объясняется подобный острый дефицит педагогических кадров, прежде всего неразвитостью инфраструктуры села и низкой заработной платой учителей. И решать эту проблему необходимо в комплексе.  В-третьих, всеобщее нарекание вызывает низкое качество учебной литературы. Дело дошло до того, что сам глава государства в одном из своих выступлений затронул эту тему. Из процесса производства учебников сделали своего рода бизнес в котором качество содержания отходит даже не на второй , а на третий, четвертый план. Буквально на днях выступая перед депутатами парламента, министр образования и науки Саринжипов заявил о том, что не хватает 2 миллиардов тенге на выпуск учебников и 2, 3 миллиарда тенге на развитие материально-технической базы казахстанских школ. В-четвертых, далеко не все дети охвачены дошкольным воспитанием : проблема заключается в острой нехватке детских садов. И хотя государство стремится всеми силами решить данную проблему, однако она по прежнему стоит очень остро. В-пятых крайне глубоко зашел процесс бюрократизации учебно-воспитательного процесса. Бесчисленные отчеты, мониторинги  и проверки не способствуют налаживанию эффективной работы, как педагогического коллектива, так и каждого учителя в отдельности. По сути, учитель не имеет возможности всецело посвятить себя учебному процессу – он занят отчетами, сводками, справками, мониторингами и прочей чепухой, подтверждающей, что учитель  что-то делает. Аттестация учителей превращается в процесс набивания бумажками методических и прочих папок. Всё это в совокупности приводит к обыкновенному формализму, губящему на корню всё живое, креативное, яркое и неординарное.
Окончательно бюрократизм, конечно, уничтожить невозможно, но свести его к разумному минимуму, безусловно, нужно. На наш взгляд, необходимо сократить количество нормативной документации требуемой министерством от региональных управлений образования, выбрав только мониторинг наиболее существенных показателей учебно-воспитательного процесса. Общественность и политические партии, в частности КНПК, неоднократно поднимали вопрос отмены Единого Национального тестирования (ЕНТ) и возвращения к традиционным экзаменам. Народные коммунисты считают, что подобная форма проведения вступительных экзаменов в вузы, которая принята сейчас в Казахстане, а именно ЕНТ, не способно объективно оценить знания учащихся, их интеллектуальный багаж и имеющиеся способности. Также задания по ЕНТ не учитывают специфику профильного  обучения в 10-11 классах и тем самым, во-первых, ставит выпускников в заведомо неравные условия, а во-вторых, подобная форма проверки знаний учащихся противоречит целям самой Концепции образования принятой в Казахстане. Кроме того, подготовка ЕНТ и участие в нем вызывает сильнейший эмоциональный стресс как у учащихся, так у их учителей и родителей. Не потому ли идет рост подросткового суицида? К тому же сама форма проведения ЕНТ не способна эффективно противостоять коррупционным правонарушениям, что доказывают систематические ежегодные коррупционные скандалы. Более того сама система ЕНТ служит дополнительным катализатором проникновения коррупции в систему образования.

Секретарь областного комитета по работе с молодежью Ниязбек Есиналиев так же выступил  на круглом столе. В частности он сказал:« Менің бүгінгі дөнгелек үстел барысында ай-қара ашып талқылайын деп тұрған тақырыбым, тікелей қазіргі таңдағы білім беру  мәселелерін қамтиды.Тақырыпты барша-қазақстанның жағдайыннан бөліп-жарып айту мүмкін емес, себебі талқыланатын мәселе барлық аймақтарға ортақ. Сондықтанда бұл тақырып тегістей ҚР білім беру жүйесінің мәселелерін қозғайды.

Білім саласындағы жоғарғы міндет атқарушылардың жиі шалдығатын ойластырылмаған реформа қышымалары, білім беру жүйесімен қоса, жас ұрпаққада қайтарылмас кесірі тиіп жатыр.

   «Халық Коммунистері» фрациясы депутаттық сауалында «Бірде-бір реформа аяғына дейін жеткізілмеді, және бірде-бір тұлға  бөлінген қаражатты тиімсіз  шығындалғаны үшін жауапқа тартылмады.  Қоғаммен нақтылы түрде сұхбат жургізілмеген, жаңа енгізулердің бұрыс және дұрыс жақтары карастырылмаған. Соған карап тегістей білім жүйесінің жыл санап құлдырап бара жатқанына көз жеткіземіз» деген болатын.

Жыл артқан сайын білім беру жүйесінің бітпес мәселелеріде, жүйрікше жарысып арта түсуде. Біріншіден- бұл мектептердің оқушылармен лық толуына, және білім сапасының нашарлануына әкеліп соғатын,білім беретін оқу орындарының аз болуы. Екіншіден- білім беретін мамандардың тапшылығы,әсіресе ауыл-аймақтарда ұстаздардың жетіспеушілігінен бір пән мұғалімі басқа пәндерден сабақ жүргізеді. Мамандардың жетіспеушілігі ауылдың даму денгейі және ұстаздардын жалақысының томендігімен түсіндіріледі.Үшіншіден -оқу әдебиеттерінің сапасыздығы. Ел басымыз өзінің бір сухбатында « кітап басып шығару үрдісін БИЗНЕСКЕ айналдырыпты, және олардың сапасына көңіл бөлу екінші түгіл тіпті төртінші орынга сырылыпты» деп мәлімдеді.Төртіншіден- бала-бақша орындарының жетіспеушілігі. Мемлекет тарапынан бұны шешуге коп жұмыс күші жұмсалсада ,бұл мәселе әлі-күнге дейін көзге шыққын сүйелдей болып тұр. Бесіншіден- мұғалімдердің бітпейтін маниторингпен, есеп тапсыруы.Бұл барлық ұжымның және әр ұстаздын білім беру сапасының нәтижесінің төмендеуіне әкеліп соғады,себебі мұғалімнің жұмыс жасап жаткандығына дәлел ретінде жазылатын қағаз жүзіндегі есептерінен, толыққанды,беріліп оқу үйретуге оның мүмкіндігі болмайды.

Қоғаммен саяси партиялар,әсіресе ҚКХП  бірнеше рет Ұлттық Бірынғай Тестлеуді жою  мәселесін котерген болатын.Халық Коммунистерінің ойынша казіргі кездегі Қазақстанда қолданысқа ие болған ҰБТ-ның  материялдары, түлектердің негізгі,нақты түрде білім денгейін бағалай алмайды. ҰБТ-ға дайындық кезінде түлектермен коса устаздарда және ата-аналарда қатты қобалжумен уайым қайғыға кенеледі.Кейбір кездері Бұл өз-өзіне қол жұмсаудың күрт кобеюінің себеб-салдарыма? деп те ойлайсын.

Қазақ оқуды-инемен құдық қазғандай деп тенеген,осы мәселелерге қарап отырсақ, сол құдықты қазатын  инегеде зәру болып отырғандаймыз.»

 По результатам круглого стола была принята резолюция :

1 Білім саласында жұмыс аткарушылардын жал-ақысын 50%-ға дейін көтеру

2 Квартал сайын еңбек ақыны, инфляция мен баға осуіне қарай индексациялау

3 Ден-саулықпен білім саласындағы жұмысшыларды,мамандық тәжірибесі 25 жылға жеткен кезде жеңілдік ретінде зейнетақынымен қамтамасыз ету

4 Мемлекеттік білім жуйесіндегі жұмысшыларға, «Мемлекеттік қызметкер» деген мәртебеге иелендіру

5 ҰБТ-ны жою

6 Педагогикалық ұжымдарға, мектептің,колледж,жоғарғы оқу орындарының менгерушілерін сайлауға және қанағатсыз жұмыс атқарған жағдайда лауазымнан босатуға құқығын беру

7 Білім Министірлігінің тек қана оқу-тәрбиесінің нақты нәтижесін көсететін маниторингынан басқа, нормативтік қужаттарын қысқарту

8  Барлық оқу орындарды,оқушылармен түлектерді толықтай, тегін оқулықтармен камтамасыз ету, және оны квартал сайын тексеріп, материялға деген сұранысты қанағаттандыру.Оқулықтармен, баспа материялдарының сатып-алу үрдісін ашық түрде жүргізу. Білім және Ғылым Министірлігінің БАҚ алдында міндетті түрде оқулықтардың сатып-алынуы туралы есеп беру.

Пресс-служба ЗКОФ КНПК

Яндекс.Метрика