Home » Аналитика » ВЛАСТНЫЕ ИТОГИ ГОДА

ВЛАСТНЫЕ ИТОГИ ГОДА

В сфере госуправления в минувшем году все обещало быть спокойным – парламентские и президентские выборы еще не скоро, смена правительства проведена недавно. Тем не менее, перемены сотрясли все ветви власти.

 

Формально два самых важных события года – это масштабная реформа госслужбы и выборы акимов всех сел и городов районного значения. Теоретически, безусловно, так оно и есть. Но на деле эти события по своему влиянию на реальный расклад оказались не в центре внимания общества, а на периферии. Несмотря на все попытки придать им значимость.

 

Реформирование госслужбы оказалось косметическим. Создание широко разрекламированного элитного корпуса «А» – это не более, чем очередное изменение чиновничьей табели о рангах с повышением окладов. Никакого серьезного обновления управленческой элиты не произошло и произойти не могло в принципе, поскольку Агентство по делам госслужбы эту ключевую процедуру просто провалило. Людей в корпус «А» отбирали на основе одних только тестов на знание законов, т.е. совершенно формально и в дикой спешке. При этом старые кадры, не прошедшие в «А», никуда не делись, а преспокойно трудоустроились на той же госслужбе, причем многие ушли на повышение.

 

Всеобщие выборы сельских акимов остались народом не замеченными, поскольку народ, собственно, в них и не участвовал. Акимов избирали депутаты маслихатов, при этом они делали выбор из кандидатур, представленных им вышестоящими акимами.

 

Так что реальные изменения в сфере управления были связаны совсем с другим – интенсивными кадровыми перестановками в высших эшелонах власти. Шутка ли – сменились первые лица сразу в двух ветвях. Новым председателем Верховного суда стал Кайрат Мами, а новым спикером верхней палаты парламента – Касымжомарт Токаев.

 

В правительстве же смены руководителя не произошло. Премьер Серик Ахметов,  несмотря на довольно массированную критику в свой адрес, к которой в одно время подключились даже провластные СМИ, усидел на своем посту и даже во многом укрепил свои позиции, расширив команду.

Но зато исполнительная власть в целом подверглась обширным кадровым перетусовкам. Начать с того, что поменялись все заместители премьер-министра. Бахытжан Сагинтаев получил сначала два портфеля: первого вице-премьера и министра регионального развития. Под конец года он остался только с первым. Зато появился новый обладатель двух портфелей – Бахыт Султанов, назначенный вице-премьером и министром финансов.  Еще одно вице-премьерское кресло досталось Гульшаре Абдыкаликовой.

 

Помимо этого, в течение года были назначены еще шесть новых министров: экономики и бюджетного планирования, культуры и информации, труда и социальной защиты, нефти и газа, образования и науки, регионального развития. Фактически, сменилась большая часть экономического и социального блока правительства.

 

Скандалом года можно назвать отставку Серика Абденова с поста министра труда и социальной защиты населения после проваленной кампании по подготовке пенсионной реформы. Впрочем, впоследствии подтвердились предположения, что «мистера потому что» целенаправленно использовали в качестве мишени для народного гнева. Ведь спустя время г-н Абденов получил очень теплое место в национальной нефтегазовой компании «Казмунайгаз», став управляющим директором по управлению человеческими ресурсами и оплате труда. Эта должность на самом деле намного круче министерской.

Гораздо меньше повезло другому министру-отставнику – Дархану Мынбаю. Вместо министерства культуры и информации его направили руководить национальным музеем, что является понижением года. Место Мынбая занял бывший государственный секретарь Мухтар Кул-Мухаммед, которому также пришлось пережить снижение статуса.

 

Неожиданностью года стало возвращение во властную обойму Ерболата Досаева, назначенного министром экономики и бюджетного планирования. Неожиданным его приход стал потому, что прошлый опыт работы г-на Досаева в правительстве, в том числе на посту министра здравоохранения, вызывал большие сомнения в его способностях выполнять столь ответственную работу. И эти сомнения только усилились после подготовке его ведомством законопроекта о повышении налогов. Тем не менее, г-н Досаев уверенно держится на плаву, поскольку двигается в связке с министром охраны окружающей среды Нурланом Каппаровым.

 

Последний в нынешнем году продемонстрировал усиление года, расширив полномочия  за счет контроля за водными ресурсами, а также благодаря инициативе по созданию «зеленой экономики», связанной с огромными бюджетными деньгами.

 

Отставкой года является уход Григория Марченко с должности председателя Национального банка. Его место занял Кайрат Келимбетов, что вполне логично. Ведь именно он в свое время стоял за идеей создания единого пенсионного фонда. И понятно, что г-н Марченко дальше не мог заниматься реализацией  системы, пролоббированной г-ном Келимбетовым.

 

Возвращением года стало назначение Кайрата Кожамжарова на должность помощника Президента – секретаря Совета безопасности. После ухода с поста главы финансовой полиции он получил кресло акима Акмолинской области, которое воспринялось многими чуть ли не как политическая ссылка. И вот теперь он снова стал влиятельным игроком в Астане.

 

Нынешний год стал урожайным и на новых акимов областей. Сменилось сразу шесть глав регионов. При этом только один из них – Канат Бозумбаев – пересел из кресла  в кресло, сменив Жамбылскую область на Павлодарскую. Остальным должность областного акима досталась, что называется, «на вырост». Тенденция года в том, что корпус руководителей регионов становится все более техническим, а не политическим.

 

Кроме того, под занавес года в очередной раз было доказано, что одним из двигателей кадровых перестановок по-прежнему остается коррупция. В той же Павлодарской области отставка акима произошла после того, как его советник был задержан по подозрению в получении взятки. По такому же подозрению был задержан и вице-министр сельского хозяйства М.Умирьяев.

 

Арсен!Айбеков

 

http://vmeste.com.kz/?p=1988

 

Яндекс.Метрика