Home » Партийная жизнь, Фракция "Народные коммунисты" » ВО ИМЯ ПРОЗРАЧНОСТИ!

ВО ИМЯ ПРОЗРАЧНОСТИ!

В минувший понедельник министр финансов Болат ЖАМИШЕВ отвечал в Мажилисе на вопросы народных избранников. Так или иначе, но основной темой дискуссии оказалась таможенная система страны. Активное участие в обсуждении приняли народные коммунисты.  

 

ЗАГАДКИ ИНТЕГРАЦИИ

 

Депутат от КНПК Галина БАЙМАХАНОВА  (на снимке) поинтересовалась, что чиновники подразумевают под интегрированным таможенным тарифом, в главное, где эта загадочная величина отражается.

Ответ министра, к сожалению, этой загадочности не развеял.

– В международной практике он, (тариф – авт.) не используется в таком смысле, как может показаться, – заявил Жамишев. – Это не есть, собственно, сам тариф. Это система всех процедур, всех документов, всех действий. Это тарифные и нетарифные меры, которые применяются при таможенном администрировании. Создание этого интегрированного таможенного тарифа, систематизация и кодификация всей этой информации в настоящее время нами практически завершены.

Что это же дает данная система? Она, как уточнил глава мифина, работает на общую цель – повышает прозрачность таможенных процедур и сокращает участникам ВЭД время на то, чтобы осуществлять таможенное администрирование.

Кроме этого Баймаханову заинтересовало, по каким критериям устанавливается добросовестность участника внешнеэкономической деятельности. Однако это оказалось секретом. Жамишев заявил, что существующая система управления таможенными рисками с одной стороны, позволяет экономить ресурсы таможенных органов по таможенному администрированию, и концентрироваться на наиболее опасных направлениях, а с другой – снижает ненужный контроль над добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Эта система при таможенном контроле работает через представление «зеленого» (нестрого контроля – авт.) коридора, или направления «красный» коридор, который предполагает полный таможенный досмотр, – подчеркнул министр. – И даже в международной практике система управления рисками – это всегда закрытая система. Она рассчитана на тех, кто администрирует. Они видят проблемы, и если пытаться всем рассказывать о том, каким образом складывается эта система, понятно, что это снизит ее эффективность.

Подытоживая свои вопросы, депутат-коммунист спросила, когда же в Казахстане планируется провести унифицирование ввозных и вывозных таможенных пошлин? Министр заверил, что как можно скорее, благо вся необходимая работа уже практически окончена. Тянуть здесь нельзя.

У нас по вывозным пошлинам на нефтепродукты есть 94 позиции, которые приводят к тому, что визуально невозможно отличить один нефтепродукт от целого ряда других нефтепродуктов из этого же перечня, – пожаловался Жамишев. – Если же вывозные пошлины, (в частности по нефтепродуктам), будут унифицированы, то это снизит коррупциогенность системы. Пока же у нас под видом одних нефтепродуктов вывозятся другие.

Глава Минфина отдельно уточнил, что уже в нынешнем году предложения по части унификации, касающиеся целого ряда импортируемых товаров, будут вынесены на обсуждение комиссии Таможенного Союза.

 

СТРУКТУРА ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

Депутат-коммунист Турсунбек ОМУРЗАКОВ (на снимке) так же пожелал услышать ответ на ряд вопросов. В частности, он поинтересовался, каким образом оценивается прогресс в деятельности таможенных органов и к каким высотам на этой работе они стремятся? Судя по словам министра, главным целевыми индикаторами здесь являются время и деньги.

Затраты времени и средств на таможенное администрирование, это основные показатели, которые используются, – заявил Жамишев. – Если же говорить о том, каким образом мы через эти показатели оцениваем прогресс? В нашем стратегическом плане ежегодно предусматриваются соответствующие показатели, чтобы был виден прогресс.

Так же мажилисмен попросил оценить в какую сумму обходится государству создание инструментов для совершенствования таможенного администрирования. Но министр, похоже, вопроса не понял и предпочел рассказывать о том, на чем здесь лучше сэкономить. Впрочем, и здесь не прозвучало никаких в конкретных сумм.

Для улучшения таможенного администрирования необходимо  развивать инфраструктуру таможенных органов, – заявил Жамишев. – При этом бюджетные расходы, конечно, будут касаться таможенных постов, но затраты будут осуществляться на основе государственно-частного партнерства (а не за счет бюджета) по строительству транспортно-логистических центров.

Затраты на посты в значительной части у нас, по словам министра, уже реализованы, а «пробки» возникают отнюдь не из-за их маломощности. С учетом сложившейся ситуации  здесь нужно не пост модернизировать, а сокращать поток грузов.

 – У нас на посту «Кордай» вместо пропускной способности в 10 тысяч человек в день проходит на 80 процентов больше, – констатировал Жамишев. – Но здесь не стоит вопрос о том, что нам необходимо там строить новый пост. Нам нужно, дестимулировать деятельность физических лиц во внешнеэкономической деятельности. Потому что это просто система обмана, когда физические лица являются предпринимателями, а перевозят эти товары (как для личного употребления – авт.).

Что касается транспортно-логистических центров, то тут по словам министра,  создана рабочая группа при Министерстве транспорта и коммуникаций. Она, вместе с НЭП «Атамекен» прорабатывает вопросы строительства на основе ГЧП таких центров, максимально приближенных к границе и к основным транспортным артериям.

Сегодня весь товар из Китая, в основном, идет в Алматы, – привел пример глава Минфина. – А потом уже из Алматы расходится по всей стране.

Во многих ТЛЦ планируется разместить посты по таможенному оформлению.

– То есть государство свою добавленную стоимость вносит через размещение   таможенных постов в этих ТЛЦ, – учтонил Жамишев. – Это является фактором притягательности для бизнеса, и в этом случае бизнес заинтересован в строительстве таких транспортно-логических центров.

Еще одну статью расходов, на информатизацию, министра попросил в расчет не брать. По его словам все средства выделяются в рамках модернизации таможенной службы, и заранее предусмотрены в бюджете.

 

ТАИС МИНФИНСКАЯ

 

Мажилисмена-коммуниста Айкына КОНУРОВА (на снимке) заинтересовало вводимое в законодательстве новое понятие – «коммерческая партия груза».  Министр объяснил, что эта норма как раз и будет направлена на дестимулирование физических лиц, на завоз коммерческого товара, под предлогом «для себя». Изначально планировалось урегулировать этот вопрос Постановлением Правительства, но Министерство юстиции отказало.

У нас в настоящее время разработан проект закона, оговаривающий  поправки в таможенное законодательство, – объяснил Жамишев. – Мы законодательным актом будем вводить норму, а потом полномочиями Правительства (через подзаконные акты – авт.) определять, что такое коммерческая партия товаров, что такое некоммерческая партия товаров.

По словам главы Минфина, ничего нового здесь нет. Подобное постановление в Казахстане существовало ранее и использовалось вполне эффективно.

Чуть позже, депутат Конуров поробовал узнать судьбу бюджетных средств, направленных на разработку специальной системы ТАИС «Электронная таможня» еще три года назад. По данным Счетного комитета ТАИС должна была заработать еще в 2013 году, однако все сроки прошли, но система в промышленную эксплуатацию так и не была введена.

Но оказывается, система намного выгоднее Минфина в нерабочем состоянии

 – У нас продолжается модернизация наших информационных систем, – объяснил Жамишев. – Необходимо эти системы значительно совершенствовать. Статус этой системы «ТАИС», еще не введенной в промышленную эксплуатацию, снимает целый ряд бюрократических проблем. Формальный ввод в промышленную эксплуатацию этой системы будет означать, что какие-либо доработки будут предполагать совершенно иные подходы. Поэтому мы, руководствуясь прежде всего тем, что система еще предполагает свою доработку, и де-юре, и просто по здравому смыслу пока не вводим ее в промышленную эксплуатацию.

Впрочем, это не единственная странность в эксплуатации таможенных инфосистем. Со слов депутата Конурова, судя по коррупционным скандалам на таможне, эти системы при своей дороговизне работают крайне неэффективно, а что мешает Казахстану  применять бесплатную продукцию ООН по-прежнему остается загадкой.

Совершенно нелогично, но, по словам министра, бесплатные программы обойдутся нашей стране еще дороже, чем уже оплаченные.

 – Этот вопрос не новый, он периодически возникает, – подтвердил Жамишев. –Мы оценивали затраты по введению. Для нас введение бесплатной системы дороже, чем доработка наших существующих систем, потому что внедрение новой системы предполагает много сопутствующих затрат. Поэтому мы руководствуемся прежде всего алгоритмом тех решений, которые заложены в этих системах. Но поскольку дешевле дорабатывать существующее, то дорабатываем существующие.

Мажилисмен поинтересовался планами министерства касательно возврата НДС при экспорте сельскохозяйственной продукции, но глава Минфина переадресовал вопрос в комиссию Таможенного Союза, регулирующего тарифную политику.

 

 

Маргарита НИКИТИНА, Астана

25.09.2013г.

Яндекс.Метрика