Home » Жамбылский обком, Партийная жизнь » Выборность акимов – один из основных принципов демократического управления обществом.

Выборность акимов – один из основных принципов демократического управления обществом.

На протяжении многих лет в Казахстане идут споры вокруг темы выборности акимов всех уровней. Позиция относительно этого вопроса у представителей власти, провластных политиков и либералов из числа оппозиции прямо противоположная. Камнем преткновения в этом споре является низкий уровень политической грамотности населения и не развитость гражданского общества. Но, являются ли эти факторы причиной или все-таки следствием – к единому мнению пока казахстанским политикам придти не удалось.

И та и другая сторона приводит в качестве аргумента опыт различных международных стран, которые нашли свое решение этого вопроса.

Что касается нашего близкого соседа – России, то и там стали задаваться этим вопросом в последнее время на самом высоком уровне. Совсем недавно Премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал заключение в пользу вопроса выборности руководителей партии всех уровней «Единой России». В частности, он заявил “что такие меры «будут обеспечивать должный баланс между преемственностью и теми, кто реально хорошо разбирается в партийной работе, партийном строительстве, с одной стороны, и притоком современных новых людей, которые должны оживлять работу Партии».

Казахстанские консерваторы не разделяют подобной позиции, утверждая, что подобный подход может обернуться для страны с не развитой демократией трагедией. Безусловно, под этим подразумевается опасность ни сколько для страны в целом, сколько для правящего в стране режима, так как велика вероятность нарушения преемственности власти и решение назревшего конфликта силовыми методами.

Однако, трактовка понятия “выборность руководителей”, которая дается на сайте российской национальной психологической энциклопедии уже подразумевает под собой сохранение преемственности власти: “ВЫБОРНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ – один из основных принципов демократического управления обществом (группой), позволяющий сохранить преемственность власти, необходимый уровень доверия к ней рядовых граждан общества, возможность их влиять на властные структуры. Одно из необходимых условий неконфликтного разрешения социальных противоречий”.

С такой трактовкой одного из важных принципов демократического управления обществом сложно не согласиться. Сводки казахстанских новостей постоянно пестрят скандальными материалами об очередном коррумпированном руководителе. И все чаще, это довольно высокопоставленные чиновники. И далеко не всегда виновник оказывается на скамье подсудимых. Хуже всего, что через какой-то промежуток времени этого чиновника можно найти уже на другом посту, но опять же на руководящей должности.

Побороть эти проблемы не помогает даже комплексная зачистка всех руководителей в отдельно взятом регионе, как это произошло в Жамбылской области, с назначением на должность акима области Каната Бозумбаева, человека имеющего большой и успешный опыт управления крупными казахстанскими компаниями.

Местная элита очень долго противилась жесткой кадровой политике Каната Алдабергеновича. В какой-то момент стала казаться, что ему это удалось. Но, заблуждения быстро развеялись. Область стали сотрясать перманентные коррупционные скандалы и каждый раз в роли проворовавшегося оказывался крупный чиновник.

Буквально на прошлой неделе произошел очередной коррупционный скандал. Виновником оказался начальник управления сельского хозяйства Жамбылской области Мурат Асильбеков, который был отстранен от занимаемой должности “согласно внесенного прокуратурой области представления в связи с выявленными фактами незаконного расходования бюджетных средств стабилизационного фонда” сообщает ИА Новости-Казахстан. Информационный портал www.meta.kz ссылкой на пресс-службу областной прокуратуры уточняет, что “Мурат Асильбеков был отстранён от занимаемой должности в сентябре этого года распоряжением главы региона Каната Бозумбаева с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Тогда пресс-служба областного акимата, известившая о кадровых перестановках, не сообщила их причины. Сейчас стало известно, что прокуратура области выявила множество нарушений в работе облсельхозуправления, организациях и частных товариществах, работающих на рынке сельскохозяйственной продукции”.

Дело не в особенностях одной из южных областей страны и даже не в назначенном акиме. После коррупционного скандала экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева стало очевидно, что система дает сбои. Тем более, что разговоры о предстоящих перестановках в этом регионе велись очень давно, как утверждает

информационный портал Guljan.org: «Однако наш сайт неоднократно прогнозировал то, что в Атырауской области готовятся серьезные пертурбации власти на основании скандальных фактов о крупных финансовых нарушениях и коррупции в окружении правящего акима Бергея Рыскалиева. Только напомним, что подчиненные Бергея Саулебаевича присваивали немалые казенные деньги. Схема увода средств, естественно, была небесхитростна и даже мудрена…Фамилия самого Рыскалиева, понятно, нигде не фигурировала».

Коррупционные скандалы подобного масштаба становятся характерными для нашей страны. И по идее, должны были как минимум, заставить чиновников из Правительства задуматься над причинами произошедшего, по максимуму – провести полную переоценку, перепроверку и переаттестацию всех областных акиматов. Ведь, как уже говорилось выше «схема увода средств, естественно, была небесхитростна» и, как правило, одинакова во всех областях.

К сожалению, Правительство по – своему навело порядок. Ничего принципиального не было предпринято, не была проведена профилактическая работа в других областях. Все это лишний раз говорит о том, что власть просто не успевает адекватно реагировать на новые вызовы времени. Коммунистическая Народная Партия Казахстана не однократно утверждала, что обновление кадров, приток «новой крови», новых сил — это очень важный вопрос для государства. И, именно это вопрос, как раз и может, решить механизм выборности, как акимов всех уровней, так и прочих руководителей. Более того, выборность акимов усилит общественный контроль за работой всего акимата и самого акима, в частности. А это, еще один инструмент в руках общества для борьбы с бюрократизмом и коррупцией.

 

P.S. К слову о системе работы акимов- я намеренно хотела попасть на прием акима города Тараз, но по телефону мне вежливо сообщили, что предварительно необходимо записаться в кабинете № 103, затем, когда подойдет очередь я смогу попасть к акиму, и то, прием производится лишь 2 раза !!!! в месяц по пять человек! Вот и думайте – если аким такого маленького городишки принимает только два раза в месяц жителей собственного города,то что же он делает остальные 20 дней???И это при условии, что у акимата задействованы все необходимые управления и все структуры,т.е. ему бы работать с людьми и видеть ситуацию не по докладам,а по реальному положению дел……Как

видим, слуги народа становятся ими по указу свыше, и, пока это будет продолжаться сам народ не будет волновать ни осужденного чиновника, ни того, кто его назначает.

 

 

Жанна Мамашева,Первый секретарь Жамбылского обкома КНПК

Яндекс.Метрика