Home » Западно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » Выступление секретаря Западно-Казахстанского обкома КНПК Султанбека Султангалиева

Выступление секретаря Западно-Казахстанского обкома КНПК Султанбека Султангалиева

9 февраля в Уральске прошла общественная конференция на тему: «Конституционные реформы в Казахстане как важный фактор устойчивого развития страны». От Коммунистической Народной партии Казахстана в мероприятии приняли участие секретари обкома КНПК: С.Ярлыгасимов, С.Султангалиев, Н.Есеналиев.

– Перераспределение полномочий между ветвями власти и конституционная реформа – эти актуальные идеи, выдвинутые Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, были с воодушевлением восприняты экспертным сообществом и населением Казахстана. Особое внимание вызывает вопрос об усилении роли Парламента в общественно-политической жизни страны, – отметил в начале своего выступления С.Султангалиев.

«К положительным моментам в деятельности современного казахстанского Парламента я бы отнес, прежде всего, наличие партийных депутатских фракций от «Нұр Отана», «Ақ жола» и Коммунистической Народной партии Казахстана, а так же фракции Ассамблеи народа Казахстана. Наличие разноплановых подходов в понимании законодательных проектов, обусловленных политическими и идеологическими взглядами депутатов, которые представляют, условно говоря, политические организации центристского (консервативного) направления («Нұр Отан»), правого (либерального) спектра («Ақ жол») и левой (коммунистической) ориентации (КНПК), позволяет сделать законодательную деятельность более эффективной. Положительно можно охарактеризовать и работу депутатского корпуса в плане его активности и исполнения должностных обязанностей . Так, например за вторую сессию Мажилиса, которая длилась с 1 сентября по 30 декабря 2016 года, мажилисменами было рассмотрено и одобрено 34 законопроекта, еще 32 законопроекта находятся на разных стадиях изучения.

Таким образом, мы видим, что депутатский корпус работает и работает активно. Но, к сожалению, деятельность высшего законодательного органа страны не получает должного освещения в средствах массовой информации.

К минусам сегодняшнего Парламента я бы отнес недостаток полномочий в области контроля за исполнением бюджета и оценки эффективности работы министерств и ведомств по реализации государственных программ, а так же скованность законодательной инициативы. Последнее проистекает из-за того, что существует так называемая межведомственная комиссия, которая дает оценку законопроектам, выдвигаемым депутатами, и служит инструментом контроля и своеобразного давления исполнительной власти на законодательную. Если какой-либо госорган выскажет сомнение по поводу законопроекта, то он автоматически сворачивается. Стоит ли говорить, как данный расхолаживающий нюанс действует на законотворческую инициативность? Перераспределение полномочий между ветвями власти и конституционная реформа, предложенная Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, смогут резко усилить роль и значение Парламента в общественно-политической жизни страны. Депутатский корпус, на мой взгляд, уже давно готов к расширению парламентских полномочий. Усиление роли Парламента является исключительно положительным моментом предстоящей конституционной реформы.

К сожалению, современных исследований по уровню доверия населения к законодательной, судебной и исполнительной ветвям власти в региональном и республиканском разрезах в наличии нет (а не помешали бы). Если же судить по реакции в социальных сетях, то уровень доверия к депутатам достаточно низкий. Причинами такого явления, на мой взгляд, являются во-первых, принятие нужных, но очень непопулярных поправок и изменений в действующее законодательство, во-вторых, крайне слабая государственная информационная политика по разъяснению нововведений, в-третьих, полная неинформированность людей о специфике работы и конкретной деятельности депутатского корпуса, в-четвертых, закрытость самих депутатов от населения – ведь официальными встречами с целевыми аудиториями не должно ограничиваться общение депутатов с народом. Например, лишь небольшое  количество депутатов имеют аккаунты в социальных сетях, а ведь именно соцсети на сегодняшний день являются наиболее оперативным и живым каналом общения с людьми и источником информации о происходящем. Сказанное относится не только к Парламенту республики, но и к депутатам районных, городских, областных маслихатов. Одна из важнейших функций представительной власти – это обеспечение коммуникационных связей между обществом и исполнительной властью для оперативного реагирования и недопущения массовых социальных протестов путем устранения имеющихся проблем.

По инициативе Главы государства во всех регионах страны сейчас проходит активное обсуждение поправок и изменений в действующую Конституцию. Пользуясь случаем, хотел бы высказать личную точку зрения на один из аспектов конституционных изменений. Я был и остаюсь убежденным сторонником возвращения к формату мажоритарно-пропорциональной избирательной системы парламентских выборов, при которой часть депутатов Парламента избирается по партийным спискам, а часть – по одномандатным избирательным округам. Подобная система выборов наиболее соответствует положениям действующей Конституции о праве избирать и быть избранным, и праве гражданина на участии в управлении государством. Далее, смешанная избирательная модель позволит наиболее рельефно отразить в высшем законодательном органе страны интересы и проблемы регионов и, безусловно, увеличить активность Парламента за счет депутатов-одномандатников, чье переизбрание будет зависеть не от настроения и личных отношений с партийными бонзами, а от непосредственного волеизъявления населения. Выборы по одномандатным избирательным округам будут являться тем социальным лифтом, благодаря которому в Парламент и, трактуя шире – в систему государственного управления могут прийти умные, инициативные люди с активной гражданской позицией.

Конституционные изменения назрели, и те поправки, которые после общенародного обсуждения и детального рассмотрения в обеих палатах Парламента, будут внесены в основной закон страны, однозначно являются шагом вперед на и пути к демократизации, и в деле совершенствования системы государственного управления».

Пресс Служба ЗКОФ КНПК

Яндекс.Метрика