Home » Костанайский обком, Партийная жизнь, Советский Казахстан » ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Подвигу Целины – 60 лет

Досье.

Легкая (Золотарева по мужу) Александра Игнатьевна, 1934 года рождения, Украина.

25 апреля1955 г. прибыла из г. Николаева Украинской ССР.

В г. Николаеве после окончания техникума им. академика Образцова (выпуск1954 г.) была оставлена по распределению в Николаевском мотопоезде Одесско-Кишиневской железной дороги.

«В 1955 году вызвали меня в обком и дали знать, что необходимо ехать в Казахстан в Кустанайскую область, Управление «Главзападстрой»,  указав на карте место прибытия – Казахстан, Кустанай. Это было 9 апреля 1955 года, а 17 апреля отъезд».

Что такое Целина?

Это в комплексе: пашня полей, возведение автомобильных и железных дорог, заводов и фабрик, строительство совхозов, животноводческих комплексов. В тот период это был зов партии и правительства, и в этот регион навезли работников не только пахать земли, но и возводить стройки. Как мне было сказано – я нужна была как работник среднего командного состава. У меня был взят диплом и паспорт, нас сопровождал человек из Николаева до Кустаная. В Кустанае от управления «Главзападстрой» встретил меня Думский Степан Северинович и, таким образом, 25 апреля я была определена работать в межобластное управление «Казстроймеханизация».

1955 год – это был рывок строительства по региону сельскому и городскому, организовывались строительные управления и участки. Эшелоны из всего Союза поставляли строительную технику. 25 апреля1955 года я была определена в «Казстроймеханизации» десятником на объект возводимого по отсыпке насыпи, железной дороги Кустанай – Тобол. Эта работа производилась при помощи мощной техники: экскаваторы, бульдозеры, автосамосвалы из города выезжали, оформив справки по транспортировке, перевозке грунта в тело насыпи, за вчерашний день геодезическая сверка в тело насыпи сверялась заказчиком от железной дороги. В «Казстроймеханизации» работали в том числе: главный механик Сытенко Анатолий Васильевич – мой наставник, главный инженер Вишнев Илья Нилович, начальник был из Львова – Лицицын.

Условия бытовые были для меня нелегкими. Я южанка, г. Николаев на полуострове в колене рек. А здесь к зиме надо было купить валенки, пальто зимнее, за квартиру платить. В Николаеве эта одежда не нужна была, да и зарплата там была в 1954-55 гг. – 920 руб., а в Кустанае – 710 руб. С объекта возвращались уже затемно. Контора была в частном доме по ул. Павлова, вообще много раз контора Управления меняла свой адрес. На 1 мая в Кустанае несло песком, я заболела, и меня перевели работать в черте города по добыче песка и отправке его в совхозы. Были песчаные карьеры у кладбища городского (Наримановка), и со стороны Тобола речной песок добывали, тут же грузили и отправляли на строительство совхозов.

Управленческий, руководящий состав, видимо по всему, был всегда в заменах, а средний командный эшелон, тоже привезенный, и не задерживался. В межобластное управление «Казстроймеханизации» поступала землеройная техника – объемы работ увеличивались. В области возводили жилье, водоемы. Это был настоящий муравейник.

В 1958 году межобластное управление «Казстроймеханизации» было разделено на городских и сельских строителей и техника передана тресту «Кустанайстрой» с вновь образованным по технологии процессов строительных работ управлением «Спецстрой», а так же передана техника тресту «Сельстрой-13» строительству совхозов. В 1959 году в тресте «Кустанайстрой» управляющим был Киселев Анатолий Васильевич, он многим молодым, прибывшим проторил тропу в работе.

Я была направлена в спецстрой треста Кустанайстрой в должности мастера. Плановое задание в денежном выражении и в конструктивных видах доводили до каждого мастера, проводились ежедневные планерки и отчитывались о ходе работ за день. Зачастую производство работ срывалось по причине недопоставки заявленного стройматериала. На мой взгляд (сквозь годы), Киселев А.В. был управляющим высокой эрудиции и, минуя эшелон руководства управления подразделениями, на объектах бывал лично и спрашивал, сколько и каких стройматериалов надо, чтобы сдать объект в заверенный заказчиком срок. Помню эпизод. Хлебокомбинат готовили к сдаче по ул. Уральской, это был 1960-61 год. Моим бригадам по прокладке водопровода и канализации в траншее (и колодцы выложить) не привезли кирпич. Я расплакалась, не удержалась, сказала, что я заявляю к плану работ на месяц, на день по числам, сколько надо по проекту материалов, а руководство управления «Спецстрой», в лице главного инженера, только на планерку обязывает в контору вечером на отчет. Вмешался управляющий Киселев, и тогда и я, и мои рабочие воспрянули духом. Он записал, что нужно, чтобы ускорить работы, а через час на объект пошел поток и кирпича, и раствора, и труб.

В своем становлении я благодарна окружавшим меня людям. Это были машинисты экскаваторов Талипов Сафар (экскаватор венгерского производства 1955-1956 г.). Талипов всегда погрузку вел умело, совмещая операции поворота, стрелы и закидки ковша, чтобы как можно меньше времени был простой автосамосвалов под погрузкой песка. На возведении насыпи под железную дорогу Кустанай – Тобол трудились машинисты экскаваторов Кондратюк Иван, Карнаушенко, машинист бульдозера Чаплыгин. Водитель Диденко Юра работал на «Газоне» управленческо-руководящего персонала «Казстроймеханизация», старшие прорабы почему-то недолго задерживались. Из женского персонала линейным работником среднего командного состава я была одна.

При передаче техники тресту «Кустанайстрой» в управлении «Спецстрой» я была уже мастером. 1955-1965 – это были годы развертывания строительства в Кустанае и области. Программа была напряженная…

В 1963 году меня перевели работать в «Спецстрое» в производственный отдел инженером ПТО. Потом была частичная ликвидация работ, следовательно, и персонала, начала греметь эпоха сельского строительства, я была переведена в «ПМК-3 Сельстрой-13».

На целинные земли и в Кустанай приезжал Никита Сергеевич Хрущев (кажется в1956 г.), в старом аэропорту народу стеклось очень много. Выступал он с кузова в аэропорту. Люди задавали вопросы и жаловались, что хлеб сырой, некачественный. Хрущев, помню, отвечал, что пекари много «припека» дают.

В тот период начинались крупные стройки. Завод силикатного кирпича в 1959 году. Затем База сжиженного газа, Камвольно-суконный комбинат (КСК) и другие. В трест «Кустанайстрой» поступала тяжелая строительная техника. В спецотряде сейчас это бывшая организация УМР (Управление механизированных работ) была устроена разгрузочная платформа-пандус для разгрузки тяжелой техники. Это на месяц была продумано разгружать-стягивать с поездного состава тяжелые строительные машины. Сытенко А.В. был в составе инженерного состава по советам и ответственным по разгрузке и управлению во избежание несчастных случаев.

В 1964 году началось панельное домостроение. В зону КЖБИ с заводом силикатного кирпича был воздвигнут завод по производству панельных конструкций. Ушли в прошлое и шлакоблоки и пескоблоки. На КЖБИ директором был Сытник Николай Сидорович, секретарем парткома треста «Кустанайстрой» Тритенко, председателем Горисполкома Великанов. Они бывали на стройках, мне как мастеру по прокладке подземных сетей водопровода и канализации приходилось обращаться по случаю попадания сетей на прокладки энергосетей неизвестного расположения. Помню, мясокомбинат в горячей стройке, животные мычат, плачут на автоплатформах, ждут забоя, а водопровод не закольцован, появился Великанов – «В чем дело»? – «Нет закольцевания водой, – я говорю, – что по проекту не отражено под землей энергопровод, институт еще копается в архивах, отыскивает, чтобы нанести схему, куда повернуть прокладку, а энергопровод порвать – это рассматривалось как вредительство, и исход может закончиться несчастным случаем для рабочих, а мне тюрьма».

Великанов прямо на проекте дал сноску-отклонение в письменном виде. Это было для меня, как мастера, уже законным делом. Уже несколько лет тому назад вела я работы на областной больнице им. Ленина. Сдали исполнительству схемы, акты на скрытые работы, в тот момент без отклонения от проекта, и вдруг звонит из треста зам.главного инженера Никитин Иосиф Ксенофонтович, что мне надо явиться в прокуратору по поводу вопроса затопления котельной. И тут у меня была в блокноте исполн.схема сдачи работ заказчику. Оказывается, прошло было уже 5 лет с тех пор, а больница хозспособом меняла вводы и выводы из котельной, нарушая этим нормы и правила, поэтому и потоп с горячей водой. Было много переживаний, волнений….

 

А. Золотарева,

 

первоцелинница, ветеран  труда

 

подпись под фото

 

Контора управления «Казстроймеханизация» в г. Кустанае, частном доме по ул. Павлова, 124. Коллектив механизаторов во главе с главным механиком Сытенко А.В., начальником Юматовым, а также машинисты эскаваторов, бульдозеров, прорабы, мастера. Май 1956 г.

 

 

Яндекс.Метрика