Home » Алматинский горком » Ювелир слова

Ювелир слова

22 марта 2012 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося представителя казахской культуры Габита Мусрепова. Эту дату члены Алматинского горкома КНПК встретили в кругу семьи писателя, побывав на экскурсии в музее-квартире Мусрепова.

Музей был открыт в 1987 году, спустя два года после смерти Габита Махмутовича, по инициативе его старшей дочери Энгелины. В пяти залах музея представлена вся история становления казахской литературы, у истоков которой стояли Габит Мусрепов, его соратники и современники: Сабит Муканов, Бейимбет Майлин, Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров – люди ярчайшего таланта, отличающиеся широтой мировоззрения, высокой образованностью. Как справедливо сказал Олжас Сулейменов, “это было самое плодоносное поколение в казахской советской литературе. Все они входят в когорту основоположников, каждый по-своему, каждый особой чертой своего дарования украсил родную словесность”.

В этой когорте творцов, несомненно, выделяется талант Мусрепова. Он был не только писателем, но и ученым-литературоведом, критиком, сценаристом документальных и художественных фильмов, либреттистом оперных произведений. Сам Габит Махмутович о подобной разносторонности писал:

«Может показаться, что я недопустимо разбрасывался, и не только в выборе жизненного материала. Писал прозу, передовицы и очерки в газете, пьесы, сценарии документальных и игровых фильмов, занимался переводами, выступал в качестве литературного и театрального критика. Национальным писателям моего поколения (и не только казахским, но и киргизским, узбекским, туркменским и таджикским то же) приходилось быть едиными даже не в трех, а во многих лицах”.

И, действительно, немногочисленное литературное наследие Мусрепова охватывает почти все жанры. Главными мотивами его творчества всегда были вечные темы смысла жизни, поисков счастья, глубины духовности человека, воспевание красоты, любви, материнства.

” Душа человека, отзывчивая и просветленная, ее движения в поворотных моментах, скрещение судеб – вот предмет настоящей литературы, объект художественного исследования”, – отмечал писатель.

Заметное место в творчестве Мусрепова занимает большой цикл рассказов о матери, написанный им в 30-е годы прошлого века. Он создал сильные, романтические образы, воспел всепобеждающую силу материнской любви. Капия, Нагима, Аклима, Улпан, гордые и смелые, мужественные натуры, способные на самопожертвование во имя жизни на земле, они воплощают в себе богатства материнской души. Цикл новелл о матери, в сущности — о человечности. Мусрепов возвышает человека, напоминая о его благородстве и величии.

Имя Мусрепова неразрывно связано с историей художественной культуры Казахстана, и, в первую очередь, с историей казахского кино. Он был одним из авторов сценария кинофильма “Амангельды”, общепризнанной национальной классики. Кинолента была основана на одноименной пьесе Мусрепова, написанной им в соавторстве с Майлиным.

Вообще, становление казахского кино во многом обязано активному участия казахских писателей в создании кинолент. По признанию многих киноведов, “кинодраматургия рождалась как новая область зрелой национальной литературы”. Блестящим подтверждением этого служит

еще одна вершина казахского кинематографа – картина «Кыз Жибек», сценарий к которой также написал Мусрепов. В изложении Габита Махмутовича народный эпос превратился в философскую эпопею о губительной вражде между людьми и созидательной силе любви.

Картина «Кыз Жибек» стала наиболее удачной экранизацией известной легенды и первой двухсерийной кинолентой в республике.

С именем Мусрепова связана и история казахского музыкального искусства. Он был автором пяти либретто к казахским операм – “Кыз Жибек”, “Туткын кыз”, “Амангельды”, “Ахан-серэ – Актокты”, “Козы-Корпеш – Баян сулу”. Писатель имел самое непосредственное отношение и к созданию в республике музыкального театра. Благодаря его организаторским способностям и глубоко заинтересованному отношению к судьбе отечественной культуре первый оперный театр в Казахстане был открыт в короткие сроки. К работе над операми он привлекал всех ведущих драматургов и композиторов страны.

Воспитанный революцией, живший в искренней вере в ее идеалы, Мусрепов стремился отразить в своих произведениях огромные социальные перемены в истории своего народа. Но исторические события были для писателя лишь внешними факторами, на фоне которых он отражал жизнь во всей ее целостности.

Как вспоминает младшая дочь писателя Гульнара Габитовна, «Габит Махмутович всю жизнь был предан партии, настаивал, чтобы все его дети вступили в ее ряды. Искренне верил, что революция принесла счастье казахскому народу. При этом, у отца всегда была твердая общественная позиция: он встал на защиту Бейимбета Майлина, когда того объявили врагом, он подписал знаменитое «Письмо пятерых», обличавшее голощекинский голодомор».

По признанию директора музея Мусрепова, известного мастера поэтического слова, Адильгазы Каирбекова, творчеству Габита Махмутовича были присущи высокие идеалы гуманизма, внутреннего благородства, страстного желания служить своему народу.

Самое высокое достоинство литературного письма Мусрепова заключено в стилистике слова. Композиционная и стилистическая отточенность и рафинированность, тонкость письма дали основание многим критикам говорить о нем как о “ювелире слова”.

Анна Литвинова,

Алматы.

Яндекс.Метрика