Home » "Коммунист Казахстана" » За прозрачность в решении экологических проблем

За прозрачность в решении экологических проблем

В связи с обращениями жителей г. Усть-Каменогорска и Зыряновска Восточно-Казахстанской области об ухудшении экологической обстановки в городах, по инициативе обкома Коммунистической Народной партии Казахстана в г. Усть-Каменогорске прошло расширенное заседание Совета общественности области на тему: «Экологическая ситуация в ВКО», в котором приняли участие представители институтов гражданского общества, в том числе областных филиалов политических партий и общественных объединении. На заседании присутствовал секретарь ЦК КНПК Жамбыл Ахметбеков. Заседание вел секретарь ВК обкома КНПК Кушкунов Ю.Н.

Председатель Экспертной комиссии по экологии Совета общественности ВКО Геннадий Корешков в своем выступлении отметил, что Восточно-Казахстанская область является сгустком экологических проблем. Главным источником загрязнения почвы, атмосферного воздуха и водных бассейнов являются:

–  последствия Семипалатинского ядерного полигона;

–  производственная деятельность горно-металлургических предприятий и объектов теплоэнергетики;

–      влияние возрастающего количества автотранспорта и низкого качества топлива и ГСМ;

Это пагубное влияние подтверждается данными органов здравоохранения, Казгидромета и Иртышского департамента экологии.

Фактически регион можно назвать зоной чрезвычайной экологической ситуации. Сказывается отсутствие системности, целенаправленности и организованности в решении вопросов экологической безопасности.

В многочисленных программах, которые меняются при смене руководства города и области, отсутствует важнейшая графа – экологическая эффективность мероприятия, т.е. какой конкретный экологический показатель будет улучшен и на сколько.

К разработке региональных Программ не привлекаются экологи предприятий, общественность, не проводится тщательная экспертиза каждого пункта траты бюджетных средств.

В городском акимате в отделе экологии работает один специалист, и он входит в состав Управления предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии! В областном акимате вообще нет отдела экологии!

Бюджетные комиссии не рассматривают реальные предложения, а средств на разработку ПСД никто не желает выделять, отчего получается замкнутый круг!

Взимаемая с предприятий ВКО плата за эмиссию вредных веществ в окружающую среду (около 2,5 млрд. тенге), практически вся уходит в республиканский бюджет и не используется для решения вопросов экологии.

Региональное Управление природных ресурсов и регулирования природопользования занимается контролем выполнения утвержденных программ, на которые выделяются мизерные средства.

Фактически неясно, кто отвечает за экологию, и приходиться признать, что исполнительная власть не обладает необходимым административным ресурсом для решения проблем экологической безопасности.

Так, что же предложил областной Совет общественности для того, чтобы население, уже в скором времени могло бы по-настоящему вдохнуть, что называется, полной грудью, очищенного до приемлемых норм воздуха?

Оказывается, панацеей от всех бед должно стать создание Центра экологической безопасности, который позволит реализовать (наконец-то!) задачу консолидации и координации усилии всех государственных структур для выполнения требований Экологического Кодекса, т.к. этот орган будет являться инструментом власти в т.ч. для реального воздействия на предприятия – загрязнителей окружающей среды.

По мнению авторов проекта, подобный Центр должен быть казенным учреждением, со 100% государственным участием в уставном фонде и должен финансироваться за счет средств республиканского и областного бюджета.

Но вот когда очередь доходит до главного – до тех самых инструментов, или по другому механизмов властных прав Центра, становится очевидным, что очередная гора, родила очередную мышь. То, что касается прав Центра – в итоге это жалкая горстка соглашательских, удобных власти, пунктов, посвященных реализации определенных положением задач и функций предлагаемого Центра. В них предельно робко планируется: получать необходимую экологическую информацию от государственных органов, участвовать в совещаниях, семинарах, форумах по вопросам экологической безопасности (любимое, надо признать занятие), вносить предложения по усовершенствованию системы управления, вносить предложения по проведению инспекционного контроля на промышленных объектах, составлять перспективные планы деятельности Центра по реализации установленных задач и функции. Вот и все полномочия! Остается непонятным, чем же тогда будет отличаться деятельность такого Центра, от уже существующей комиссии по экологии областного Совета общественности? Полномочия того и другого органа, как видится, носят исключительно рекомендательный и совещательный характер. Так-то оно так, но ведь есть, же и принципиальное отличие. Теперь финансирование предлагаемых им же штатов Центра будет устанавливаться в объемах государственного финансирования! В эти штаты, надо полагать, плавно перекочует и экспертная комиссия от Совета общественности и будет вполне кормиться из бюджетной «кормушки». В остальном особых различий нет.

Раз государство будет содержать Центр, оно же будет и всеобъемлюще управлять им. Значит, по-прежнему Министерство охраны окружающей среды будет диктовать разрешение на выбросы, без оглядки на рекомендации Центра.

Центру останется проводить «общественные слушания» по типу состоявшихся в Зыряновске в этом году где, по словам секретаря горкома КНПК Ш. Байдаулетова, состав мониторинговой группы для отслеживания разработки проекта по захоронению мышьякосодержащих отходов, определили представители власти и «Казцинка». Большинство из 7000 подписантов против подобных захоронений на территории Зыряновского района не были допущены до этих слушаний, а тем, кто все же попал на них, практически не давали высказаться.

По мнению секретаря обкома КНПК Юрия Кушкунова: «Создание экологического Центра возможно и могло бы поспособствовать улучшению экологической ситуации в области, но для этого необходимо прояснить следующие моменты:

– Какие средства реально поступают в областной бюджет за эмиссию вредных веществ в окружающую среду, и на какие цели они используются?

– Почему на областном уровне более половины эмиссионных экологических средств  тратится не по прямому назначению?

– Руководящий состав областной комиссии по экологии Совета общественности области, подобран с учетом лоббирования интересов крупных промышленных предприятий, прежде всего ТОО «Казцинк».

Пока же создается впечатление, что Центр нужен узкому кругу людей из властных и предпринимательских структур для создания дополнительного имиджа перед общественностью.

По итогам заседания, высказался и Жамбыл Ахметбеков: «Пример прошедшего заседания дает очередной повод заявить о продолжающемся процессе сращивания исполнительной и законодательной власти на местах, с предпринимательскими кругами, ради сохранения ими привилегированного положения в обществе. Местные законодательные собрания попросту идут на поводу у исполнительной власти, утверждая бюджетные программы, не пытаясь критически анализировать их. Это с одной стороны, с другой лоббируют интересы крупного капитала в ущерб интересам и здоровью большинства населения.

В то же время, не имея достаточных возможностей осуществлять должный контроль, властные структуры пытаются заигрывать с общественностью, через создание сети всевозможных советов, экспертных групп, НПО и.т.д., которые финансируются из бюджета и оказываются, в конечном итоге, подконтрольны в своих действиях и полномочиях той же власти. Лишь придя к истинной, а не мнимой многопартийности в законодательных собраниях любых уровней, можно будет говорить о создании независимого мнения в принятии решений по наиболее острым социальным вопросам, в том числе и по экологическим.

Пресс-служба Восточно-Казахстанского обкома КНПК.

Яндекс.Метрика