Home » "Коммунист Казахстана" » За синей птицей эпохи оттепели

За синей птицей эпохи оттепели

В Музее современного искусства Астаны проходит выставка изобразительного искусства «Шестидесятники: тюркский романтизм», на которой представлены живописные, графические и скульптурные работы из коллекций художников, работавших в 60-е годы прошлого столетия

 

Пятьдесят лет назад время помогло сформировать собственную национальную школу казахстанского искусства. Переход от описательного реализма в сторону символического образного мышления был сделан, в основном, молодыми художниками, учившимися и жившими в то время в Москве и Ленинграде. Но нет нечего удивительного в том, что этот переход произошел быстро, можно сказать стремительно. Здесь, конечно, сыграли свою роль и влияние художественной среды столичных городов, и атмосфера свободы периода хрущевской оттепели.

«Шестидесятники» – условное название для группы казахстанских художников, программно заявивших о себе в конце шестидесятых и начале семидесятых годах. Их имена сейчас принадлежат славной истории изобразительного искусства РК – это живописцы Абдурашид Сыдыханов, Салихэтдин Айтбаев, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Оралбек Нуржумаев, Бахтияр Табиев, Али Джусупов, графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адиль Рахманов, скульпторы Еркен Мергенов, Тулеген Досмаганбетов и Вагиф Рахманов.

«Они все были разные, и каждый шел своей дорогой. Но сегодня очевидно, что их объединяло главное – стремление создать собственную, казахскую школу изобразительного искусства, выработать свойственные ей язык, стиль, метод, ввести ее в систему общечеловеческих культурных ценностей…» – считает искусствовед Камилла Ли.

Действительно, время конца шестидесятых было наполнено особой тягой художников друг к другу, к своим современникам-поэтам, писателям, ученым, также ищущим собственную дорогу в творчестве. Бесконечные споры, разговоры об искусстве, выяснение причин разногласий в полуночных посиделках у алма-атинских арыков – все это было важной составляющей жизни и творческих поисков, что для них, собственно говоря, было неразделимо. В этих спорах выковывались идеи, которые потом облекались в зримую форму.

Все это отражено в тех 75 произведениях, которые представлены сегодня на вернисаже в столичном Музее современного искусства.

Выработанные в этом творческо–исследовательском процессе такие приемы, как лаконизм формы и цвета, плоскостность, крупномасштабность, уход от деталей, световоздушной среды и цветовой нюансировки, свойственных традициям европейской живописи, – стали основным методом многих художников того поколения. Эти качества, характерные для холстов раннего А.Сыдыханова, тончайших по живописи пейзажей Нуржумаева, с разной долей успеха, по мнению арт-критиков, используются и в работах современных авторов.

Налицо те же качественные признаки нового стиля, проявившиеся в ранних работах Айтбаева и Сариева – «Жибек», «Девушки». Эти работы на выставке, как маленькие сенсации, а их колористические и пластические идеи расцениваются как высшее проявление созданного авторами стиля, как яркое явление казахстанской живописи.

Но для самих художников, создателей этих работ, возникала проблема, ощущаемая творческой интуицией как угроза: не уходят ли они от правды жизни, где тот драматизм жизни, который они переживают ежедневно сами? Каким образом решать вопросы человеческой сущности, национальной идентичности и многого другого, что являлось сутью бесконечных споров с друзьями и коллегами? Ответ, в конце концов, был найден – только человек, как альфа и омега жизненной драматургии, мог быть решением многих вопросов.

Кстати, по мнению казахстанских искусствоведов, наверное, никогда еще за всю историю искусства Казахстана не было создано столько портретов, как в период 60-70-х годов. В этом жанре работали все двенадцать художников, воплощая его в разных техниках и материалах. Пожалуй, самым ранним в этом ряду можно назвать бронзовый «Портрет метиса» скульптора Е.Мергенова. Выполненный в традиционной форме бюста-портрета, образ интерпретируется автором в трагическом ключе, обнажающем сущность человека, принадлежащего к разным культурам и как бы потерявшего свои истинные, генетические корни.

В творчестве скульптора Досмагамбетова привлекает эмоциональная красота, содержательность художественного образа. В его портретах нет холодного подражания натуре и стандартных предметов изображения. Скульптор стремится найти в любом конкретном лице черты идеальные, будь то лирический образ или исторический герой. «Чокан Валиханов», «Бибигуль Тулегенова» и «Акын Сара» – скульптурные композиции, представленные на выставке, выполнены из бронзы.

Салихитдин Айтбаев всерьез задумывался над построением формы, выбрав предметом изучения, конечно же, Пикассо и некоторых постимпрессионистов, особенно Сезанна, в котором видел близкое ему понимание материи, с точки зрения развития ее внутренней жизни. В продолжение начатых им разработок появился композиционный «Портрет А.Алимжанова», где пейзаж за окном просто строится по сезанновским принципам сочетаний кубов, шаров, цилиндров. Чуть позже, при активном творческом участии самой модели, создается «Портрет архитектора Т.Сулейменова», где происходит озорная игра тех же самых форм, сохранившая тем не менее вполне узнаваемый облик героя этой живописной повести.

Тем не менее, при всем разнообразии подходов и предпочтений,  объединяющим свойством созданной «шестидесятниками» живописи выступает идея Вневременности, а ее главным фактором – колористическое видение авторов, энергия цветосочетаний, сходящая с кончика их кистей. Так, Тогузбаев, отойдя от монументализации цветовых композиций в своих ранних работах «Кухня», «Натюрморт с арбузом», где все-таки можно уловить некую временную конкретность, в картинах конца 80-начала 90-х годов создает сложнейшую цветовую симфонию, где все переплетено: люди, животные, растения, узоры, предметы. При этом каждый элемент подчинен стихии цвета, выстраивающей картину мира как буйство и гармонию естественных природных сил. У Табиева, наиболее последовательно работавшего в области бытового жанра, благодаря глубине и умению целостно представлять колор картины, любая сценка превращается в формулу, вскрывающую в простоте и обыденности истинную ценность жизни. В пейзажах Нуржумаева, для написания которых он выработал особую палитру из приглушенных розово-сиренево-песочных оттенков, природа предстает как храм вечности, в котором человеку и его деяниям отведено далеко не главное место – они лишь временная тень на ее божественном лике.

В графике это развитие происходило не столь бурно и шло своим путем. Работая в издательствах, с книгой, художники могли самореализоваться и, естественно, что станковая гравюра часто оказывалось под влиянием книжной иллюстрации. Тем не менее, были созданы произведения, оставившие важную страницу как в истории «шестидесятников», так и истории искусства Казахстана. Особое значение их работы имеют сегодня, когда графика в целом почти утратила свои позиции.

Рахманов пробовал себя в разных техниках, но его окончательный выбор пал на литографию. В его автолитографиях присутствует та же вневременность, которая является основным свойством живописных работ этого периода. Он мастерски использует пластические особенности литографии – фактуру камня, возможности тонкой световой моделировки для создания иллюзии объема, или живописности. Так, в листах серии «Мать моего поколения» форма доводится до полного ощущения объема, выявляя прямую связь с тюркской монументальной пластикой.

В творчестве Исабаева время обретает конкретные исторические характеристики. Он работает с разными техниками – линогравюрой, литографией, офортом. Но везде его природный дар рисовальщика прорывает сопротивление материала, и работа превращается в виртуозное исследование события, где каждый штрих предельно насыщает композицию, и ее энергетика буквально захлестывает зрителя.

Как бы там не было, «шестидесятники» были честны в своих стремлениях, преданны творчеству и добились главного: создали новую концепцию изобразительного искусства Казахстана. Эти авторы переживали «обычное», «повседневное» в романтическом аспекте, создавая обобщенный и приподнятый образ повседневности. Им была свойственна прямая, публицистическая обращенность к зрителю, что, конечно, позволит им быть объектом внимания и восхищения еще не одно поколение.

Рита Климова

Астана

Яндекс.Метрика