Home » "Коммунист Казахстана", № 42//06.12.2013 » Загадки на кончике кисти

Загадки на кончике кисти

В столичной галерее Хас Санат проходит выставка двух замечательных художников, изумительных колористов и просто неординарных личностей – Владимира и Елены Григорьян

 

Их творческий дуэт является тем редким примером, когда гармоничный семейный союз является одновременно успешным творческим тандемом двух художников, близких по духу и философии мироощущения. Незыблемые христианские постулаты – Вера, Надежда, Любовь – являются первоосновой творчества двух авторов, чьи тонкие духовные вибрации сливаются в художественном созидании, наполняя их произведения божественной энергией любви и добра.
В поисках новых средств художественной выразительности авторы обращаются к различным материалам. Владимир создает неповторимые живописные и керамические произведения, Елена – удивительные композиции в графике, керамике, технике коллажа. Оба художника работают в относительно новом для казахстанского искусства направлении «лэнд-арт» (использование реального ландшафта и природных стихий как особого художественного материала для создания артефактов). Елена нередко выступает в качестве куратора персональных и групповых выставок, являясь идейным вдохновителем и духовным лидером этих художественных проектов.
Керамика – вид искусства, одинаково близкий обоим авторам. Глина – первооснова мироздания, воплощение земной стихии – мягкий и податливый материал, который трансформируется в руках художника, превращаясь в хрупкие символичные образы. Свои керамические произведения: Елена – мелкую пластику, Владимир – рельефы, авторы создают в японской технике раку – задымление, когда в процессе работы невозможно точно предсказать конечный результат. Матовое или блестящее покрытие изделия после обжига и задымления приобретает оттенки, затемняющие натуральные цвета белой и красной глины, а поверхностные кракелюры образуют рисунок, завораживающий своей простотой и графической ясностью. Так рождаются ангелы Елены Григорьян – воплощения Абсолютного Духа, посланники Бога – несколько наивные, но удивительно искренние, бестелесные, но обретающие физическую оболочку в виде маленьких керамических тел.

Каждый из них наделяется предметом или атрибутом для выражения особого символического состояния: ангел с гранатом, ангел с собачкой, ангелы с древом, ангелы с кувшинами, ангел с рыбой – «Хранители пустоты». Стати, так называлась выставка Елены и Владимира в Центральном выставочном зале в Алматы. Этим высшим духовным существам была посвящена групповая рождественская выставка, организованная по инициативе Елены и Владимира, которая называлась «Шелест крыл».
Излюбленная тема в керамике – сосуды. Каждый из них предстает как крошечная сфера, хранилище пустоты, маленькая модель бесконечной Вселенной. Некоторые из них напоминают гранат – плод, притягательный по форме и содержанию – символ жизни и плодородия – излюбленный мотив, нередко возникающий также в живописных и графических композициях. При восприятии этих керамических емкостей невозможно следовать неукоснительному музейному правилу «руками не трогать». Любуясь их завораживающей поверхностью, недостаточно ограничиться визуальным восприятием – зритель ощущает потребность соприкоснуться с ними, тактильно воспринять их тепло и энергетику.
Совершенствование технологических приемов стимулирует авторов совмещать разнообразные материалы для достижения особо выразительных эффектов – так возникают необычные фактуры, неожиданные цвета и формы. Внимание к поверхности художники проявляют не только в керамике – в живописи и графике появляется фактурность, рельефность, декоративность. Постепенно Елена стала создавать коллажи, вводя в композицию элементы флористики (лепестки живых цветов), включая фрагменты фотографий, тонкие кружевные ткани или даже простую кальку, которая, приглушая контуры и цветовую насыщенность, привносит в композицию элемент таинственной  недосказанности.
Владимир создает живописную серию «Прогулки по Эдему», где композиции строятся посредством орнаментально-декоративного ритмического повторения фактурных символических образов – животные, птицы, деревья, рыбы, – подобный прием фризового рефрена был присущ вавилонской и ассирийской эстетике. Эти объекты, наполненные глубоким символическим значением, кочуют и странствуют по пространствам произведений Володи. При выборе образа автор опирается изначально на эстетику предмета, а при его художественном воплощении осуществляет внутреннее духовное содержательное наполнение. Так достигается гармония, а обычные предметы и существа наделяются высшим, сакральным, божественным смыслом.
Библейские сюжеты – особая тема, лейтмотив творчества этих двух художников. Персонажи Ветхого и Нового Завета взаимодействуют друг с другом в живописном, графическом и керамическом пространствах. «Бегство в Египет», «Тайная вечеря», «Несение креста», «Благовещение», «Вавилонская башня» – сюжеты, к которым обращались многие живописцы, но у Елены и Владимира они обретают новое индивидуальное прочтение. Библейские персонажи предстают в реальном земном обличье, а их деяния воспринимаются зрителями почти как бытописание современников. Подобная трактовка Библейского предания и философское осмысление образов свидетельствует о слиянии земного и божественного начал.

Елена и Владимир своими образами доброжелательно приглашают нас в мир прозрачного и таинственного слова, сильных и нежных чувств, прочных и тонких связей с земной и небесной жизнью. И даже если кто-то не разделяет их  взглядов на взаимоотношения земли и небес и холоден к божественному чуду, нельзя не откликнуться на теплый призыв к гуманности чувств и чистоте помыслов.

Они постоянно обращаются к теме сотворения мира и началу мироздания. Об этом их выставка «День пятый» – посвящение загадочной и молчаливой обитательнице морских глубин – Рыбе; о днях первотворения повествует живописное произведение Владимира «Начало». Художники, подобно Творцу, создают свой собственный неповторимый, уникальный мир, наполненный Божественным светом и Любовью ко всему сущему.

Ольга Вайдунг,

Астана

Яндекс.Метрика