Home » Аналитика » Замыленное око государево

Замыленное око государево

Масштабные коррупционные нарушения, вскрытые в Атырауской области, сейчас все называют не иначе, как шокирующими. Вот, мол, какие злодеяния «неожиданно» всплыли наружу. Хотя о коррупции в регионе заявлялось уже давно, причем не на уровне кухонных разговоров, а уполномоченной спецкомиссией партии власти. Так что шокирует в атырауской ситуации совсем другое  – почему все нарушения раньше игнорировались?

Напомним, что после отставки акима Атырауской области Бергея Рыскалиева правоохранительные органы стали выявлять в главном нефтегазовом регионе страны многочисленные нарушения. Как выяснилось, госорганы работали в ущерб государству и при приобретении собственности, и при ее продаже.

Только в сфере государственных закупок генпрокуратура нашла почти две сотни нарушений. «Анализ проведенных госзакупок показал, что все наиболее крупные конкурсы по строительству жилья, водо- и газопроводов, дорог, поликлиник, школ и детских садов, а также разработка проектно-сметной документации в течение последних пяти лет выигрывала одна и та же группа аффилированных между собой компаний», – заявил генеральный прокурор Асхат Даулбаев. Эта группа получила от областного бюджета порядка 120 миллиардов тенге.

Госсобственность же в области приватизировалась по искусственно заниженным ценам. Так, сеть газопроводов была продана частной фирме в 15 раз ниже рыночной стоимости. «За 4,9 миллиона тенге продали 125 километров водопровода Атырау-Макат. Стоимость этого актива – 373 миллиона», – сообщил генпрокурор. Всего выявлено 11 подобных фактов.

На самом деле нарушениями при госзакупках и приватизации в Казахстане мало кого удивишь (удивить можно было бы отсутствием таких нарушений). Примечательно другое.

Еще в начале 2010 года в Атырау побывала комиссия антикоррупционного совета при партии «Нур Отан». По итогам ее работы в Астане прошло заседание, где  было заявлено о многочисленных злоупотреблениях, причинивших «колоссальный ущерб государству».  Говорилось о существовании «коррупционно-преступных проявления в топливно-энергетическом комплексе» и общем «высоком уровне коррумпированности».

Но дальше разговоров дело так и не пошло. Представители акимата все обвинения отвергли, правоохранительные органы никак не отреагировали. А партийцы, пошумев и повозмущавшись, успокоились.

Получается, что целая система проверяющих и контролирующих органов, которая исправно тратит бюджетные деньги, работала вхолостую. Она не только не выявляла нарушения, но даже на них не реагировала.

Сейчас правоохранительные органы в спешном порядке меняют руководителей своих подразделений в Атырауской области. Но разве в руководителях дело? Очевидно, что речь идет о системном сбое в работе контрольно-надзорных структур. Куда, например, смотрит та же прокуратура, которая наделена, по сути, неограниченными полномочиями для проверок и реагирования?

Генеральный прокурор объяснил бездействие бывшего прокурора области …малодушием.

«Когда эти факты выявлялись, прокурор области, добросовестный работник, не был замешан в злоупотреблении, но в этой ситуации проявил бездушие и малодушие. Мы констатируем отсутствие должного прокурорского надзора со стороны прокуратуры и иных правоохранительных органов», – сказал Асхат Даулбаев.

Какое еще малодушие?! Речь вообще-то идет не о детских играх, а о бюджетных деньгах и не исполнении прямых должностных обязанностей по контролю за их использованием. Что же это за система, которая зависит от твердости характера отдельно взятого прокурора?

Очевидно, что в коренном обновлении нуждается как государственный контроль за бюджетными средствами, так и общественный контроль, поскольку деятельность «Нур Отана» эффекта не приносит.

Источник: http://vmeste.com.kz/

Яндекс.Метрика