Home » Аналитика » Заочное управление образованием

Заочное управление образованием

Перед началом нового учебного года чиновники по традиции дают ценные указания, а педагоги, родители и учащиеся с тревогой ждут, куда их в этот раз направят. Главной «сенсацией» стало грозное заявление министра образования и науки Бакытжана Жумагулова насчет заочного обучения.

«Ни для кого не секрет, что заочное обучение менее качественное. Но у нас дошло до того, что больше половины выпускников вузов – это заочники. О каком качестве можно говорить? Поэтому теперь в вопросе соотношения очного и заочного контингента министерство будет занимать гораздо более жесткую позицию», – заявил министр.

О каком соотношении идет речь? Видимо, будет введена квота по доле заочников. Однако говорить, что это может поднять качество образования, просто смешно. Качество растет не за счет квот, а только при повышении уровня преподавания и реального значения знаний. Сейчас штамповка заочных дипломов поставлена на поток, поскольку востребованы не знания, а именно дипломы. И, прежде всего, так происходит на госслужбе и в госкомпаниях. Там среди факторов, реально влияющих на продвижение, знания стоят на последнем месте.

А вот их формальное доказательство в виде дипломов и научных степеней важно – поэтому бастыки ими и обзаводятся в большом количестве.

Утверждать, что очное образование – это качество, а заочное  – отсутствие качества, просто непрофессионально. Когда человек, действительно, хочет приобрести знания и не «разводит» сессии, то он получит высокую квалификацию и по заочной системе.  И наоборот, когда нет стремления учиться,  знания не дадут ни очный бакалавриат, ни даже магистратура.

Самое любопытное, что два года назад тот же министр Жумагулов вообще грозился запретить заочное обучение. Вместо него было обещано ввести обучение дистанционное.

Как говорят, это новшество – в русле западных тенденций. Заочное обучение во всем мире осталось только в постсоветских странах, в остальных действует дистанционное. При этом заочники выдавливаются и с просторов бывшего СССР. Власти Азербайджана сообщили, что через два года от заочного обучения откажутся все вузы. В России последнее заочное отделение закрыл главный вуз – МГУ.

На самом деле дистанционное обучение, несмотря на красивое название, по своей сути мало чем отличается от заочного. Как говорится, те же яйца, только сбоку. Дистанционное обучение во всем мире сейчас бурно развивается благодаря новым информационным технологиям.

Студенты могут смотреть лекции онлайн, могут общаться с преподавателями по Scype, использовать электронную почту. Все эти новшества делают процесс получения знаний и контроля за ними гораздо проще.

Однако не следует  забывать, что главное остается неизменным – при дистанционном обучении, так же как и заочном, все зависит от мотивации, самоподготовки и самоконтроля. Если они  есть, то будет и качество. Если же нет, то не помогут никакие электронные технологии.

Более того, при дистанционном обучении от студента зависит гораздо больше. Ведь  заочники приезжают в вузы хотя бы на сессии, посещают обзорные лекции. При дистанционном, как правило, такое не практикуется.

Иными словами, дистанционное обучение – далеко не панацея. И хотя оно открывает новые возможности, оно же создает и больше рисков некачественного обучения. Ведь если вузы сейчас штампуют заочные дипломы, невзирая на низкий уровень знаний, то этим же самым они займутся и при дистанционном обучении.

Министерству образования пора понять, что не форма обучения определяет качество. Чиновники у нас только тем и занимаются, что бесконечно переделывают форму – вводят 12-летку, создают магистратуры, упраздняют кандидатов наук. Словом, меняют внешнюю сторону, не трогая качество.

 

Жазира!Нукеева

http://vmeste.com.kz/?p=1590

 

Яндекс.Метрика