Home » Партийная жизнь » Заводы гонят в зоны

Заводы гонят в зоны

Специальных экономических зон в стране становится все больше. Но состояние производства от этого лучше не становится. Для его возрождения Казахстану нужны не точечные бессистемные меры, а выверенная промышленная политика.

В Казахстане созданы еще две специальные экономические зоны (СЭЗ). Одна из них появилась в Павлодаре – для развития химической и нефтехимической отраслей. Вторая зона, расположенная в Алматинской области, называется «Хоргос – Восточные ворота». Она, прежде всего, создана для торговли – казахстанско-китайской. Вместе с тем, ее создатели надеются, что на территории СЭЗ будет налажено и производство товаров, в том числе продуктов питания, текстильных изделий, продукции химической промышленности, металлических изделий, машин и оборудования.

Это «громадье планов» звучит впечатляюще, но вызывает массу вопросов. Потому что месторасположение для будущего индустриального центра выбрано более чем странно. Во-первых, насколько рентабельно выпускать текстиль и продукты питания не просто на границе с Китаем, а еще и на одной территорией с торговым центром, который будет завален аналогичными китайскими товарами?

Во-вторых, насколько рентабельно развивать химпром и машиностроение в регионе, где этих отраслей никогда не было, где нет для этого ни специалистов, ни сырья, ни инфраструктуры, ни рынка сбыта?

Как бы мы ни проклинали экономику советских времен, но тогда планирование размещения производственных объектов велось с использованием научного подхода. Просчитывались все факторы. А сейчас решения принимаются, исходя из объективных пожеланий местных руководителей. Каждый из них стремится обзавестись специальной зоной, представляя ее себе эдаким безналоговым клондайком, где предприятия растут, как грибы, сами по себе. Но нет общей координации размещения производств, плоды чего мы уже начинаем пожинать.

В стране, помимо двух новых, уже работают 6 СЭЗ. Среди них «Морпорт Актау», «Онтустик», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Бурабай», «Астана – новый город», «Парк информационных технологий». Несмотря на громкие презентации, ни одна из них еще не принесла результатов, ради которых создавалась. Ни в одной не начался бурный рост. Новые объекты создаются, но не быстрее, чем на остальной территории страны, где нет льготного режима.

Исключением можно назвать СЭЗ «Астана – новый город», куда пришли миллиардные инвестиции. Однако они перевоплотились не в промышленные производства, которые генерируют прибыль, а в административные здания, от которых бюджету – одни убытки.

Особенно разительным выглядит зачаточность наших СЭЗ, если сравнить их с зарубежными аналогами, например, в том же Китае или Арабских Эмиратах.

Провал в развитии отечественных СЭЗ и их неспособность стать локомотивами промышлености стала очевидной даже властям. Поэтому они приняли новый закон, который допускает управление специальными зонами не государственной администрацией, а частными

компаниями, в том числе иностранными. Но это не панацея от всех бед. Замена администрации на управляющую компанию проблем СЭЗ не решит. А уж тем более не поможет встать на ноги промышленности.

В предвыборной платформе Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) говорится о том, что «страна нуждается в выверенной промышленной политике и сохранении человеческого капитала». Речь как раз идет о том, что мы должны осмысленно планировать создание промышленных отраслей, а не стихийно.

Власть гордится программой форсированного-индустриально-инновационного развития (ФИИР). Но на самом деле, с промышленной политикой она имеет мало общего. ФИИР – это огромные деньги, но это не четкая стратегия. Это набор проектов, собранный из того, что предложили регионы. Многие проект просто «притянуты за уши» к программе, не имея отношение к индустриализации, тем более – к инновациям. Но главное, нет четкой координации меду регионами и отраслями. В итоге где-то у нас будет переизбыток, а где-то – дефицит. Причем среди проектов по сумме инвестиций и объемам производства уверенно преобладают те, что связаны с добычей сырья. Так что после реализации программы ФИИР сырьевая зависимость нашей экономики станет еще сильнее.

Выверенная промышленная политика, которую предлагает КНПК, и которая отсутствовала, фактически, все годы независимости, должна поставить четкие цели –какие отрасли мы можем и должны развивать. Нельзя распыляться сразу по всем сферам, от сухого шубата до самолетов. При такой поверхностной политике мы не преуспеем нигде. Необходимо сосредоточиться на тех отраслях, которых, прежде всего, обеспечат наибольшее количество рабочих мест. Под них должны быть соответствующие ресурсы, должна планироваться подготовка кадров.

Сейчас из кучи проектов, которые не имеют под собой обоснования и зачастую противоречат друг другу, чиновники пытаются слепить видимость стратегии. Вместо этого нужно перевернуть процесс планирования с головы на ноги. Сначала – расставить приоритеты, а потом уже делать конкретные проекты для их достижения.

В рамках промышленной политики будут определены и отрасли, которые нуждаются господдержке. Создание специальных зон, технопарков, бизнес-инкубаторов и прочие точечные меры – это лишь растаскивание бюджетных денег. Необходимо создать стимулы не для отдельных предприятий, а для всего производства. Нынче промышленные предприятия находятся в самых кабальных финансовых условиях, а должно быть – наоборот.

ЦК КНПК

Яндекс.Метрика