Home » "Коммунист Казахстана" » Железные версты!

Железные версты!

16 ноября 2010 года

В. Соловьев, ветеран партии и труда

участник научно-практической конференции, г.Кокшетау

На заре создания Великой державы – Советского Союза, ее основатель – Владимир Ильич Ленин, писал, что «коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны». К этому высказыванию вождя, без преувеличения, можно отнести и строительство железных дорог.
К сожалению, канула в небытие великая держава, развал которой можно назвать геополитической катастрофой 20 века, с нею ушла с политической арены советская власть. Однако, как напоминание о тех грандиозных исторических свершениях, новоиспеченным независимым государствам постсоветского пространства в наследство остались железные дороги.
В строительстве железных дорог, как в зеркале, отражается история страны, независимо от ее политического строя. Они вошли в ее летопись. Транс – Сибирская железная дорога, «николаевская», построенная в 19 веке, Турксиб и Байкало-Амурская магистраль 20 века – это великие свершения. О них написаны книги, сложены песни. Это было строительство своего времени, и вехи в истории страны.
Исполнилось 90 лет со дня начала строительства железной дороги «Петропавловск – Кокшетау». Оно вошло в историю края, как строительство Петрокока. Этому событию была посвящена научно-практическая конференция « Петрокок – дорога жизни». Инициатором и организатором ее проведения стал Акмолинский областной комитет Коммунистической Народной Партии Казахстана.
В огромном зале собрались ветераны Кокшетауского и Петропавловского отделений железной дороги, общественность города, молодежные организации.
Открыла конференцию секретарь обкома Наиля Самигулина.
Конференция, посвященная знаменательному событию – 90-летию строительства Петрокока, проходит в преддверии 93-ей годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, главного события 20 века.
Секретарь областного Маслихата Умерсерик Мусабаев, приветствуя участников, подчеркнул значимость проводимого мероприятия. Гульжан Шукеева (Управление внутренней политики области), обращаясь к собравшейся молодежи, призвала глубже овладевать знаниями, осваивать компьютерные технологии и инновационные программы, которые сегодня имеют приоритетное направление, быть достойными продолжателями дел, начатых отцами и дедами.
Дулат Журумбаев («Нур Отан») отметил, что проводимое мероприятие имеет политическое значение, так как наглядно просматривается преемственность поколений строителей и работников железной магистрали, идущая сквозь десятилетия.
Политический тон конференции задало эмоциональное выступление Александра Холодкова – профессора, кандидата исторических наук, гл. редактора республиканского общественно-политического журнала «Идеи»
Он коснулся вопроса ревизии советского прошлого современными политиками и историками. Сказал о попытках очернить роль и значение в нашей истории Коммунистической партии, ее вождя Владимира Ильича Ленина.
Ленин – не только величина политическая, но и величина нравственная, резюмировал профессор. «В отличие от наших современных правителей, он никогда не обманывал народ, не агитировал за то, во что сам не верил. Ленин непосредственно руководил представлением автономии и образования государственности Казахстана. Постоянно вникал в проблемы развития его народного хозяйства. В самый критический момент, когда страна оказалась на грани гибели, голода, руководитель СНК принимает решение о строительстве железной дороги от Петропавловска до Кокчетава, которая ускорила доставку зерна из глубинных районов Казахстана в центр. С мандатом в руке за подписью Ленина приехали руководители стройки, которая вошла в историю, как «Дорога жизни»
Научным сотрудником Акмолинского историко-краеведческого музея Дамилей Жакуповой были показаны архивные материалы, слайды и фотографии участников и строителей дороги, людей трудового фронта.
Собравшиеся стали свидетелями тех далеких событий, развернувшихся в бескрайних степях Сарыарки.
В яркой увлекательной форме рассказал о строительстве Петрокока писатель В. Терещук. В своей книге «О Кошетау» он посвятил целую главу «ударная продовольственная» Петрококу. Толчком и главным мотивом начала строительства дороги стал голод, охвативший послереволюционную страну, особенно ее центральные районы. В то же время хлеб был на востоке страны. Его давали плодородные земли, освоенные в свое время переселенцами. Однако в условиях бездорожья его вывезти было невозможно. 5августа 1920года выходит постановление Совнаркома за подписью Ленина: в срочном порядке начать строительство железной дороги Петропавловск – Кокчетав. Для строительства было привлечено в основном местное население. В тяжелейших условиях, на пределе своих физических возможностей, голода и болезней, люди прокладывали железные пути. За проложенными рельсами было все: тысячи умерших от болезней и голода, погибших от пуль бандитов. Были стихийные бунты. Были и свои герои. Позади все тягости и лишения, наступил тот день, когда было уложено последнее звено. Это случилось в июле 1922 года.
Наверное, с позиции сегодняшнего времени было бы неоправданно замалчивать о роли и значении партийных руководителей, возглавлявших стройку. Именно большевики были ее организаторами под непосредственным руководством Ленина.
О «хлебных верстах» поделилась своим рассказом наша гостья из г. Петропавловска Вера Яворская – отличник просвещения Каз. ССР, краевед, географ, лучший лектор общества «Знание».
Слушая выступления историков и писателей на конференции, я невольно вспомнила рассказ моего деда. В молодости, как тогда говорили, он «гонял извоз» от Кокчетава до Петропавловска, перевозя товары местных купцов. В дороге всякое бывало. Зимой некоторые в непогоду замерзали, не доезжая до пункта назначения. Многие погибали от разбойного нападения бандитов. В одной из поездок дед был ранен, чудом остался жив. Возможно, тот санный след, спустя многие десятилетия, стал маршрутом дороги Петрокока.
С развитием страны модернизировалась и дорога. Об этом вспоминали сегодняшние ветераны: В.Луганский, Д.Чернуха, Ю.Плешивцев, Л. Дмитриев, Н. Мамонов.
Они рассказали о развитии дороги в 60 -80 годы прошлого столетия, когда начинали свой трудовой путь. Все пришли молодые, полные сил и энергии. Они получили специальность в различных вузах страны. Их объединяло одно – желание работать и стать классными специалистами в своем деле.
18 летним парнишкой пришел на отделение дороги В. Луганский. Трудовой путь начал со стрелочника. Вырос до начальника вокзала, имея за плечами 62 года трудового стажа. В свои 80, сегодня является председателем совета ветеранов дороги.
Вначале 60-х годов техническая оснащенность дороги оставляла желать лучшего. Были старые пути, ручные стрелки. Только началась замена паровозов на тепловозы. С началом получения тепловозной тяги возникла проблема пропуска поездов увеличенного веса. В связи с этим началась реконструкция путей. Для увеличения пропускной способности на всех участках железной дороги необходимо было строить автоблокировки на перегонах и электрической централизации на станциях.
В тяжелейших условиях приходилось работать по вводу участков в эксплуатацию. Все наладочные работы приходилось делать в суровый зимний период. Люди буквально замерзали, с обморожениями доставлялись в больницы, порой недоедали и недосыпали, но железнодорожные линии всегда сдавались в намеченные сроки. Тепловозы, переданные в эксплуатацию, были старыми и часто выходили из строя. Поезда оставались без тепловозов, ими были забиты все станции, резко сократился поток поездов, особенно на участке Целиноград – Кокчетав – Пески- Целинное – Пресногорьковская – Курган . Министерство принимает решение о строительстве дороги с электрификацией вторых путей. Это была гигантская стройка по своим масштабам.
К концу 80-х годов были построены двухпутные участки дроги. Отныне отделение дороги стало высоко оснащенным, с передовой техникой и технологией. На протяжении 20 лет она работает надежно, выполняя задания по перевозкам.
Незаметно пролетели часы конференции. Интересных, захватывающих рассказов о былом и настоящем Петрокока было много. Для молодого поколения, которое заполнило в этот день зал, они, наверное, станут своего рода откровением в познании истории своего края и в целом страны. Ведь не зная прошлого, трудно понять настоящее, тем более будущее.
Все мы в жизни считаемся пассажирами. Садясь в уютные вагоны, едем к своим близким, знакомым или в деловые командировки. Под стук колес мирно беседуем с соседом попутчиком, смотрим в окно, любуясь проплывающим пейзажем. Сегодня кто-то из участников конференции, отправляясь в очередную поездку, сядет на поезд Кокшетау – Петропавловск. Он проедет по маршруту, который был проложен 90 лет тому назад отцами и дедами. Возможно, по- новому осмыслит события далеких лет, ставшие теперь историческими.

Яндекс.Метрика