Home » "Коммунист Казахстана", № 26//12.07.2013 » Женщины-художницы: кисть в руках, ирис на полотне

Женщины-художницы: кисть в руках, ирис на полотне

Накануне празднования Дня рождения столицы в Музее современного искусства Астаны открылся вернисаж объединенной выставки «Первые женщины – художницы Казахстана» из коллекции двух ведущих казахстанских музеев: столичного МСИ и Государственного музея изобразительных искусств им.А.Кастеева из Алматы

Как считают искусствоведы, роль первых женщин – художниц Казахстана в нашем обществе в целом, и отдельно в изобразительном искусстве очень велика. Они «выдающиеся мастера изобразительного искусства, стоявшие у истоков становления и развития художественной школы Казахстана» прошли испытание временем и оставили в истории искусства свой особый след – великолепные произведения искусства. Сложной и интересной была жизнь каждой из них, они перенесли многие невзгоды и выстояли. Имена их навсегда связаны с Казахстаном.

«Наши музеи предлагают вновь окунуться в то не простое время, почувствовать и пережить его коллизии, отдать дань мастерам, вложившим в этот сложный творческий  процесс, свой талант и свое сердце. Зритель познакомится с произведениями  28 художниц, чьи произведения донесли до наших дней дух  30-х, 40-х,  50-х,  60-х годов ХХ века, эстетику и мировосприятие этого уже невозвратимого периода», поделилась своими мыслями в ходе открытия выставки алматинский искусствовед Камилла Ли.

Действительно, на уникальной ретроспективной выставке «Первые женщины – художницы Казахстана» представлено порядка 150 произведений живописи, графики и скульптуры разных видов и жанров, созданные с 1917 по 1993 годы прошлого столетия. Они представляют не только художественную, но и историческую ценность, а многие из картин экспонируются впервые.

Центральную часть экспозиции занимают живописные полотна известных художниц: Айши Галимбаевой и Гульфайрус Исмаиловой. Имена этих двух великолепных художниц  по праву вошли в историю культуры и искусства Казахстана не только потому,  что они были первыми казахскими женщинами, посвятившими свою жизнь художественному творчеству нового Казахстана. Благодаря их талантливым произведениям, ставшими сегодня ядром  национальной художественной  сокровищницы, был создан целый культурный пласт, на базе которого и развивается мировоззрение последующих поколений. Каждая из них создала свой неповторимый авторский стиль, профессиональное мастерство их работ подчеркивает и усиливает значимость избранных тем, неизменно связанных с людьми, природой, историей и современной жизнью Казахстана. Картины Айши Галимбаевой свежи и поэтичны – это весенняя степь, цветущие деревья, чабаны, юные красавицы. В красочных интерьерах казахских юрт – нарядные кошмы, чии, вышивки, резьба по кости и дереву, ювелирные изделия. Все эти предметы органично вошли в искусство Галимбаевой, обогащая ее жанровые картины, композиционные портреты и натюрморты,  придавая им неповторимую достоверность и национальный колорит». В своих произведениях она воспела образ казахских женщин. На выставке представлены  «Автопортрет», «Натюрморт черный поднос» из собрания МСИ и  «Портрет Абая», «Чайная посуда. Натюрморт» из собрания Государственного музея искусств им. А.Кастеева.

Стала легендой и разносторонне талантливый  человек, художница театра и кино, актриса Гульфайрус Исмаилова. Природа щедро одарила ее красотой, умом, чудесным голосом, драматическим талантом, даром живописца.  Ее имя связано с ведущим театром страны – Казахским государственным театром оперы и балета им. Абая. Художественное оформление и костюмы всех спектаклей, которые она оформляла, отличались глубоким проникновением в сущность народного искусства и тщательной организацией сценического пространства. В своих произведениях она воспевала красоту мироздания и общечеловеческих ценностей. Также она создала и галерею портретов своих современников. Это «Портрет М.Ауэзова», «Автопортрет», «Портрет актрисы Г.Нуралиевой», «Портрет Дины Нурпеисовой», «Портрет С.Кошербаевой» и многие другие.

Первые годы развития казахстанского искусства были плотно связаны с активной творческой средой, сформированной внешними обстоятельствами, зачастую носившими драматическими характер. Так в годы репрессий и фашистской оккупации  в Казахстан и, и особенно в Алма-Ату приехали многие известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Кто-то был сослан, кто-то эвакуирован, но всем им, в те времена лихолетья Казахстан спас жизнь. Все эти люди, высокообразованные, интеллектуалы и интеллигенты, профессионалы в своей области, создали активную творческую среду, в которой, как в родной колыбели,  вырастало не традиционное для национальной культуры новое изобразительное искусство Казахстана. Так, в годы репрессий были сосланы в Казахстан Елизавета Говорова и Илона Токай. Говорова, впоследствии ставшая заслуженным деятелем искусств КазССР – постоянная участница выставок «Мира искусства», соратница Максимилиана Волошина, была репрессирована только за то, что положительно отозвалась о рисунках Пикассо. Сама она работала преимущественно в станковой графике, проявив себя одновременно ярким многогранным пейзажистом. В нынешней экспозиции представлены ее работы «В еловом лесу. Дорога на Медео», «Ели на краю обрыва» и «Черемуха».

Живописец Илона Токай родилась в Венгрии, училась в Венгерской школе изобразительных искусств и Римской Академии художеств. В 1934 году вышла замуж за советского художника Акцинова. Но, переехав с ним в 1938 году в Москву, была репрессирована и сослана в Казахстан без права переписки. С 1945 года она жила в Алма-Ате, работала в художественной артели, расписывала игрушки и давала уроки рисования соседским мальчишкам, среди которых были Герман Безукладников и Камиль Шаяхметов, впоследствии ставшие известными художниками. В ноябре 1958 года она вернулась в Венгрию. На представленном вернисаже показаны две ее картины: «Нурсулу» и «Полевой концерт».

В годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда в Казахстан были эвакуированы живописцы – графики Регина Великанова и последняя ученица Петра Филонова – Татьяна Глебова. Из Киева – живописец Эмилия Бабад, из Ворошиловграда – скульптор Зоя Береговая, из Харькова – живописец Мария Лизогуб. Здесь они приняли активное участие в выставочной деятельности, показывая свои работы, посвященные казахстанской тематике. В  алматинский период Великанова работала художником в «Казгослитиздате», иллюстрировала стихи великого казахского поэта Абая, произведения детской литературы. Много сил и времени она отдавала излюбленному жанру городского пейзажа. В экспозиции представлены ее работы «Сумерки в Алма-Ате», «ТЮЗ вечером в 1947 году» и «Весенняя Алма-Ата».

Глебова ездила по алматинским окрестностям, запечатлевая поэтические образы казахских женщин, простые сцены аульной жизни. На выставке представлены работы художницы «Торговка кумысом» и «Казашка на ослике»  из серии «Казахстан». Говорова и Великанова много произведений посвятили природе Заиилийского Алатау, городу, людям, с которыми они прожили здесь свою жизнь. На их творчестве учились и вырастали молодые казахстанские художники. Не случайно, специалисты до сих пор считают, что в то время был задан высокий импульс духовности и профессиональной ответственности, во многом определивший создание новой художественной школы за краткий исторический период.

Искусство заслуженного деятеля искусств КазССР Марии Лизогуб посвящено камерным и бытовым сценам. Ее особенно привлекает образ казахской женщины, ее мудрость и стойкость, как эпические черты национального характера. Привлекателен для художницы  и красочный интерьер казахской юрты – и как среда обитания, и во многом – как дело искусных женских рук. Эта тема навсегда осталась одной из главных в творчестве Лизогуб, а на выставке представлены ее «Рахат и дети», «Ирисы» и «Садовница».

Ольга Вайдунг для КК,

Астана

Яндекс.Метрика