Home » Восточно-Казахстанский обком, Партийная жизнь » ЖЕНЩИНЫ В КАЗАХСТАНСКИХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

ЖЕНЩИНЫ В КАЗАХСТАНСКИХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

Участие женщин в казахстанском политическом процессе характеризуется противоречивыми тенденциями, о чем свидетельствует электоральная статистика. На глубину и адекватность современного политического участия воздействуют многие факторы: социально-экономическое развитие страны, развитие публичной сферы, действия организованных политических сил, индивидуальные условия демократизации и другие.

Сегодня в стране не существует законодательных ограничений, препятствующих участию женщин в политической деятельности, но, тем не менее, происходил процесс неуклонного снижения представительства женщин в парламенте, который является высшим законодательным органом, и в органах исполнительной власти. В настоящий момент отечественное законодательство на уровне принятия решений, как правило, формально гендерно нейтрально, но оно не является гендерно чувствительным, то есть не учитывает разницу в воздействии одних и тех же законов на женщин и мужчин как кандидатов и претендентов на высокие должности, а казахстанская избирательная система пока не предусматривает меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности.

Вероятно, в отношении современного Казахстана можно говорить лишь о складывающейся традиции представительства женщин на уровне приятия решений, поскольку в настоящее время наблюдается гендерный разрыв в политическом участии и представительстве. Женщины слабо задействованы в правительственных и политических структурах. Существует типичная гендерная пирамида власти, где женщины присутствуют на нижних и средних уровнях, но практически отсутствуют на высших должностях.

Статистические данные лишь иллюстрируют изменения в представленности женщин в обеих палатах парламента РК. Доля мужчин и женщин в Сенате на конец 2004 года составляет – мужчины 92%, женщины 8%, в Мажилисе страны – мужчины 89%, женщины 10,4%.

Среди депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV созыва представленность женщин по сравнению с предыдущим созывом увеличилась в 2 раза с 8 до 17 и составляет 15,9%. В составе Сената из 37 сенаторов лишь 2 женщины или 5,4%. В маслихаты избрано 599 женщин, что составляет 17% от их общего числа. Из них 11% в маслихаты областей и городов республиканского значения. От партии Народных Коммунистов в Восточно-Казахстанской области 2 депутата женщины: Попова Нина Григорьевна, депутат Риддерского городского маслихата и Мангулова Сандыгаш Кужашевна, депутат Зыряновского районного маслихата.

На сегодняшний день в Казахстане женщины преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственного решения. Существует типичная гендерная пирамида власти, где женщины присутствуют на нижнем и среднем уровнях, но мало представлены на высших должностях на уровне принятия решений. В общей численности работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти, женщины составляют 59%, мужчины – 41%. В составе правительства страны – 2 женщины. Увеличилось количество женщин, возглавляющих структурные подразделения канцелярии и являющихся заместителями министров, либо ответственными секретарями министерств и других государственных органов. Нет ни одной женщины акима области

или города, всего 4 женщины – заместителя акимов областей, две женщины – акимы районов, что составляет 1%. Среди заместителей акимов районов 16,6% женщин, среди акимов сельских и поселковых округов – 11,6%. 19% региональных государственных органов и 28,3% предприятий и организаций возглавляются женщинами.

Названные цифры в целом соответствуют среднемировым стандартам, но специфика работы этих должностей носила чисто «женский характер», в наиболее важных должностях, например, связанных с финансированием, женщины на руководящих постах не были представлены.

В 2007 году Национальной комиссией по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан проводилась большая работа с политическими партиями по соблюдению гендерного баланса при формировании партийных списков для выдвижения кандидатов на руководящие должности и в выборные органы. В преддверие внеочередных выборов в Мажилис Парламента и очередных выборов в маслихаты Республики Казахстан члены Национальной комиссии приняли Открытое письмо руководителям и членам политических партий и Ассамблеи народа Казахстана. В результате такой проведенной работы в партийных списках женщин представлено было больше, чем было в Мажилисе Парламента третьего созыва, на 30% порог достигла только партия «Руханият», возглавляемой женщиной.

Представленность женщин-кандидатов в депутаты в партийных списках остальных партий составила: в Общенациональной социал-демократической партии 0 17,5%, НДРП «Нур Отан» – 14,3%, партии Патриотов Казахстана – 9,1%, РПП «Ауыл» – 6,1%, Коммунистической Народной партией Казахстана – 6 человек, 28,6%.В результате число женщин в мажилисе Парламента Республики Казахстан увеличилась по сравнению с предыдущим созывом в 2 раза и составляет 16%, две женщины прошли по квоте Ассамблеи народа Казахстана.

Женщин депутатов от партии Народных Коммунистов в городские и районные маслихаты 33 человека.

Из этого следует, что в сфере казахстанской политики произошел сдвиг в формах политического участия женщин и в отношении к вопросам о целесообразности, необходимости женщин в политике. В терминах гендерной политики наметился либеральный сдвиг в соотношении представленности по признаку пола. Таким образом, женщины стали настаивать на неотъемлемых правах в построении представительной демократии.

Если в избирательной кампании 1999 года партийные лидеры пытались демонополизировать женский электорат и симпатии избирателей к женщинам – политикам, то в 2007 году политические партии считали уже своим долгом привлечение женщин в свои избирательные объединения. Почти все избирательные объединения включили женщин – кандидатов в свой головной список.

Эти парламентские выборы, по сути, подвели определенную черту этапу борьбы казахстанских женщин за гендерное равноправие в политике. Не случайно, в самом начале нового тысячелетия (19-21 января) в Женеве состоялась европейское региональное совещание Экономической комиссии ООН по программе «Пекин+5», посвященное оценке выполнения решений 1Y Всемирной конвенции по положению женщин. В европейском совещании приняли участие делегации из 52 стран мира и представители около 40 крупнейших неправительственных организаций, обсудившие достижения стран Европы, Скандинавии и Америки в деле продвижения женщин в политике и в управлении для достижения гендерной симметрии и гендерного равноправия.

В этом контексте постэлекторальная ситуация, сложившаяся в Казахстане после парламентских выборов, свидетельствует о том, что до истинного демократического государства и гражданского общества Казахстан еще не дошла, т.к. гендерная асимметрия в политике(равноправие и равновеликое представительство мужчин и женщин в органах государственной и законодательной власти и управления) – это признак по настоящему демократического общества.

Говоря о парламентских выборах 2007 года, следует отметить, что они проходили в соответствии с вступившим в силу Законом «О политических партиях», который предполагал участие в выборах только политических партий. Женских организаций, которые ставили бы перед собой задачу завоевания депутатских мест в парламенте страны не было.

Это связано с тем, что новые нормы избирательного законодательства разрешают участвовать в выборах как республиканского, так и регионального уровней толко политическим партиям. Применительно к парламентским выборам это зависит, что в их канун какая-то из женских организаций должна была преобразоваться в политическую партию. Но ни одна из них на это не пошла, т.к. само участие в избирательной борьбе требует серьезных финансовых затрат. Другая причина, в отсутствии надлежащей административной поддержки. Власти рассматривают сегодня женские организации только как актеров в социальном процессе, но не политическом.

Если итоги парламентских выборов 2007 года сравнивать с выборами 1999 года, можно обозначить тенденции гендерного характера. Самое главное – увеличилось количество женщин, сумевших получить депутатский мандат – с 10,4% до 16%.

Говоря об участии женщин в политике, следует сказать о президентских выборах в стране. Как известно, 4 декабря 2005 года состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Кандидатами в Президенты Республики Казахстан баллотировались 5 мужчин . Это говорит о том, что мы еще не готовы видеть женщину-президента во власти. Возможно, среди женщин занятых в политике, на государственной службе и в бизнесе нет реальных претендентов на пост Президента Республики Казахстан. Но казахстанские женщины должны иметь те же возможности бороться за должность Президента, что и мужчины.

Конечно, женщинам труднее победить в конкурентной борьбе с мужчиной за депутатский мандат. В этой связи приоритетными задачами органов государственной власти должна быть широкое гендерное просвещение политической элиты по вопросам участия женщин в политическом процессе, осмысление и постановка гендерных проблем, а также разработка технологий их разрешения, где возможно применение опыта развитых стран в решении вопроса активизации участия женщин в политической жизни общества.

Целью Коммунистической Народной партии Казахстана является движение к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром такого общества должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей.

Е. Агешкина

Первый секретарь Восточно-Казахстанского обкома КНПК

Яндекс.Метрика