Home » № 24//28.06.2013 »

Местное самоуправление – это, безусловно, власть, но это власть, совершенно особого вида – власть народа, которая имеет гораздо более широкие возможности для собственной самоорганизации. Власть, в отношении которой нет жестких нормативов, определяющих её организационные формы с государственного уровня, которая должна ориентироваться на конкретные проблемы данного муниципального образования, данной территории.

В рамках данного исследования под местным самоуправлением будет пониматься право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения непосредственно, либо через выборные органы для улучшения жизни местного населения.

В местном самоуправлении следует выделять три неотъемлемых и взаимосвязанных составляющих: во-первых, это публичная власть, сформированная населением определенной территории; во-вторых, это элемент государственного устройства, важнейшая составная часть системы государственной политики; в-третьих, это институт гражданского общества.

Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь.

Народовластие – один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. Само народовластие в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию суверенитет.

Суверенитет (от франц. souverainete – верховная власть), один из основополагающих принципов конституционного, а также международного права. Имеет две взаимосвязанные формы: национальный (народный) суверенитет и государственный суверенитет. Национальный суверенитет означает, что только нация (народ) является основой государственности и источником государственной власти.

Таким образом, важными для реализации принципа народовластия являются формы непосредственной демократии. Местное самоуправление, как форма народовластия, обеспечивает возможность самостоятельно и под свою ответственность решать, вопросы местного значения.

Право населения на осуществление местного самоуправления – это одна из составных частей права народа на власть. Деятельность по представлению и защите интересов местных сообществ (населения муниципальных образований является не только правом, но и обязанностью решать вопросы местного значения, нести ответственность за законность и целесообразность деятельности представителей населения.

Итак, система местного самоуправления представляет собой комплекс тесно взаимосвязанных между собой элементов в правовой, финансовой, административной сферах. Этот комплекс взаимодействует с системой государственного управления, но ни коим образом не должен подчиняться и зависеть от нее. Развитие системы местного самоуправления требует активности самого населения, которое получает реальную возможность осуществлять гражданское право на решение жизненно важных вопросов.

Важным доводом в пользу введения местного самоуправления на местном уровне являются:

* местное самоуправление необходимо как одна из форм осуществления политических прав и свобод граждан;

* составляя одну из основ конституционного строя, институт местного самоуправления является важным звеном в развитии демократии и гражданского общества;

* введение местного самоуправления освобождает органы государственной власти от решения местных вопросов, позволяя сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствуя оптимизации государственного управления;

* наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления, наиболее пригодной к обеспечению к обеспечению интересов местного населения;

* введение системы местного самоуправления – это важнейший способ повышения эффективности регионального управления и соответственно, улучшение социально-экономического положения местного населения и благосостояния людей.

Следует отметить, что одним из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления, является самостоятельность. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

Но вместе с тем, необходимо отметить, что участие граждан в процессе принятия решений на местном уровне в малых городах и районах области достаточно ограниченно. Во-первых, нет четкого разграничения между гражданским участием и местным самоуправлением, также местным самоуправлением и местным государственным управлением. Во-вторых, не известны источники финансирования местного самоуправления и, в-третьих, низкая правовая грамотность населения и органов власти, несмотря на то, что в течение многих лет проводились различные информационные и образовательные семинары – тренинги и иные мероприятия. Немаловажным фактором является несовершенство законодательной базы и отсутствие отдельного закона «О местном самоуправлении».

Разработка механизмов, позволяющих решать местные проблемы, учитывая непосредственных получателей этих благ, на данном этапе имеет острую необходимость. Безусловно, будущая система самоуправления предполагает наличие соответствующих экономических условий, четкую правовую базу, которая бы разграничила предметы ведения между государством и местным самоуправлением, качественно иной уровень массового сознания, правовой культуры и поведения людей. Этот процесс длителен и сложен, требует вдумчивой и кропотливой работы со стороны законодателей, практических работников местных органов государственной власти, неправительственных организаций и представителей общественности.

Могу представить примеры регионов, где народные коммунисты принимают самое активное участие не только в обсуждениях «Каким мы видим местное самоуправление», а конкретно участвуют в разработке закона «О местном самоуправлении» и подкрепляют его начальной практикой – это управление домом, микрорайоном, улицей и т.п. ВКО –Усть-Каменогорск, г.Риддер и п.Глубокое. В Риддере, например, инициативные группы, состоящие из старших по домам, подъездам, улицам работают в тесной связи со своими депутатами городского маслихата, информируют население округа о делах депутата, а депутат о проблемах округа…

Әрине, кез-келген сайлау адамзат ойлап тапқан демократиялық принциптерінің негізгі белгісінің бірі, қоғамда одан басқа жетілген түрі жоқ. Сол тұрғыдан ойлағанда ауыл әкімдерін сайлау, әрине ол – прогресс, оған күмән жоқ. Бірақ, сайлау әділ өткізілмесе, халық өкілдерінің бәрінің мүддесі қамтылмайтын болса, немесе сайлау жетілмеген нысанда өткізілсе, оны сайлау деп айтудың өзі артық болады. Ондай сайлау өзінің барлық құндылықтарын жоғалтады. Сондықтан, соның ішінде ауыл әкімдерін сайлау кезінде, жалпы мойындалған демократиялық принциптерінің толық сақталуын қамтамасыз етуге тиістіміз.

Бүгінгі белгілі болғаны ауыл әкімдерін сайлау жүйесі мәслихаттар депутаттарының таңдауымен жүзеге асырылады. Ал мәслихаттар негізінен тек бір партияның өкілдерінен тұрады. Жергілікті жерлерде көппартиялық жүйе қалыптасып үлгерген жоқ. Сондықтан, ауыл әкімдерін сайлауды «Нұр Отан» партиясынан сайланған депутаттар жүзеге асыратынын біліп отырмыз. Бұдан шығатын қорытынды, елдегі жергілікті өзін-өзі басқару реформасын қоғамды демократияландыру мәселесінен бөліп қарауға болмайды.

Солай бола тұрса да, бұл процесс әйтеуір басталуы керек қой. Сондықтан, тағы да қайталап айтамын, ауыл әкімдерін сайлау, бұл еліміздегі үлкен демократиялық өзгерістердің бастауы деп есептеймін, оны одан әрі жетілдіру, жүргізу парыз. Бұл науқанда бүкіл халықтың үні естілсе ғана, халық пікірі барынша көбірек ескерілсе ғана реформа сәтті болмақ. Халықтың еркі осы сайлаудың ерекшелігіне орай тек мәслихат депутаттары арқылы ғана жүзеге асады. Бұл тұрғыда мәслихат депутаттарының жауапкершілігі өте жоғары болмақ. Сондықтан, осы тарихи мүмкіншілікті тиімді пайдаланып, олардың баршасын осы реформаны жүзеге асыруға атсалысуға шақырсақ деген ұсыныс айтпақпын.

Жамбыл АХМЕТБЕКОВ, секретарь ЦК КНПК,

депутат Мажилиса Парламента РК,

заместитель руководителя фракции

«Народные коммунисты»

Яндекс.Метрика