Home » Депутаты от КНПК, Партийная жизнь » Айкын Конуров: Пора остановить высасывание соков из населения

Айкын Конуров: Пора остановить высасывание соков из населения

Принятая недавно программа «Агробизнес-2020» стала рекордной по объему затрат – 3 триллиона тенге. Меду тем, с критикой на планы правительства в сфере сельского хозяйства обрушился депутат мажилиса от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров. В своем запросе на имя премьера он потребовал отчета об исполнении предыдущей агарной программы. Мы, в свою очередь, решили выяснить у депутата, с чем связано его выступление, получившее громкий резонанс.

КТО ЗАРАБАТЫВАЕТ НА АУЛЕ…

 

– Айкын Ойратович, народные коммунисты в последнее время все чаще поднимают аграрные проблемы. Вспомнили лозунг «Землю – крестьянам?»

– Этот лозунг, по большому счету, так и не претворился в жизнь. Хотя с землей связано так или иначе благополучие почти половины казахстанцев, живущих в аулах и селах. Агропромышленный комплекс – это гораздо больше, чем производство зерна и мяса. Он касается социальных основ общества. С ним неразрывно связаны интересы казахстанцев, которые относятся к нашим избирателям. А если учесть, что конечная продукция агропрома – продовольствие, то этот вопрос волнует всех, кто зарабатывает себе на хлеб. И для нас она, безусловно, в числе приоритетных. Для меня лично тема сельского хозяйства тоже совсем не чужая. Я вырос в Кокшетауском регионе, который всегда славился своим зерном, и сейчас являюсь членом аграрного комитета.

– Так Вы же тогда должны поддержать «Агробизнес-2020», который выделяет такие серьезные деньги на сельское хозяйство, а не критиковать его!

– Нужно разграничивать тех, кто живет и работает в ауле и тех, кто зарабатывает на ауле. У нас часто употребляют расхожую фразу, что деньги выделяются селу. На самом деле средства расходуются не абстрактным селом, а конкретными организациями и конкретными лицами. Также бессмысленна фраза о том, что деньги пропадают в селе, как в «черной дыре», Никуда деньги не пропадают, не исчезают и в землю не зарываются. Все они уходят конкретным адресатам.

И народные коммунисты хотят эту конкретику прояснить. Нужна программа развития села? Безусловно. Мы обеими руками «за». Но только давайте сначала обстоятельно подведем итоги предыдущей программы. На это не жалко времени, и спешка здесь не нужна. Или пшеница не взойдет без новой программы?

Непонятен сам легкомысленный подход к развитию сельского хозяйства. Приходит к управлению министерством одна команда. Составляет красивую программу, доказывает ее необходимость, добивается финансирования. Затем команда меняется, с такой же убедительностью доказывает, что нужна совершенно иная программа, вновь выделяется финансирование. Разве такое отношение к отрасли, от которой зависит продовольственная безопасность страны, допустимо? Если завтра команда снова поменяется, то аулу придется приспосабливаться под новую программу и внимать новым установкам из центра?

Мы не говорим, что ничего не делается для сельского хозяйства, что все безнадежно. Есть и успехи, что-то меняется к лучшему благодаря действиям государства или вопреки им. Но ведь нужно все это изучить, показать и положить в основу дальнейших действий. А государство сейчас действует так, как если бы фермер в июле, не дожидаясь урожая, перепахал поле пшеницы и засеял бы рапсом.

Ни один бизнесмен так не поступает со своими активами. И чиновники так не ведут себя с личными средствами. А с государственными почему-то считается в порядке вещей.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН

– Может быть, селу не могут найти места в экономике, потому и ставят на нем эксперименты?

– Смена целей и задач быстрее, чем они достигаются, – это болезнь не только сельского хозяйства, а всего государственного планирования. В этом и заключается главная проблема, на которой наша фракция хочет заострить внимание. Приведу только пару примеров. В ноябре 2010 года была принята программа модернизации ЖКХ. А уже в апреле 2011 года ее отменяют и утверждают новую. Программа жилищного строительства начала действовать с марта 2011 года, а уже в июне 2012 года вместо нее появляется новая – «Доступное жилье 2020». А вы посмотрите бюджеты этих программ – речь же идет о сотнях миллиардов тенге! Такие серьезные документы нельзя менять как перчатки.

Ведь что такое государственная или отраслевая программа сейчас? Это главный способ управления государственными деньгами. Канал, при помощи которого средства перекочевывают из бюджета в конкретные проекты. Чем чаще меняются программы и ответственные за их исполнение, тем сложнее потом оценить итоговый результат. Впрочем, за их реализацию итак никто, по сути, не отвечает. Нужны, как минимум, отчеты перед парламентом, как максимум, общественные слушания.

Если мы, действительно, хотим навести порядок в государственных финансах, начать нужно с отмены нынешнего безалаберного отношения к программам. В них коренятся все бюджетные просчеты. Ведь каждая программа в своей основе должна иметь цель – решение социально-экономической проблемы. У нас она подменяется задачей выбить деньги под конкретные проекты. Неудивительно, что все потом идет наперекосяк.

– Надо понимать, что теперь народные коммунисты возьмутся за госпрограммы?

– Помимо потока бюджетных средств, в экономике есть еще одна базовая вещь – поток денег к населению в виде зарплат, пенсий, пособий и обратно от населения в виде платы за товары и услуги. Когда эти потоки адекватны, то растет и экономика, и уровень жизни. Когда хотя бы в одном направлении перекос, то возникают сбои. У нас сейчас проблемы сразу в обоих. Заработные платы, пенсии и социальные выплаты занижены, что бьет и по внутреннему рынку, ограничивая спрос, а главное – по благосостоянию.

Если посчитать, сколько недополучает население по причине заниженных зарплат и пенсий и прибавить к этому, сколько оно переплачивает за товары и услуги, мы выйдем на огромные суммы. Это ничто иное, как выкачивание капитала из населения, которое намного хуже, чем вывоз капитала из страны!

РАВНЫЕ ПРАВА

 

– Министерство труда и социальной защиты населения уже взялось за выравнивание зарплат иностранных и отечественных работников…

– Такие попытки уже предпринимались неоднократно, но безрезультатно. Впрочем, как бы то ни было, это шаг в правильном направлении. Всячески его поддерживая, в то же время считаем, что нельзя превратить все в очередную кампанейщину. Ведь виноваты, прежде всего, мы сами, а не иностранцы. Не американское, не турецкое и не итальянское правительство установило для казахстанцев минимальную заработную плату 18660 тенге. У нас сейчас модно говорить о человеческом капитале. А на деле он оценивается следующим показателями: прожиточный минимум 18660 тенге, базовая пенсия 19066 тенге, пособие по уходу за ребенком 9520 тенге. Если мы сами так ценим собственный человеческий капитал, то чего ждать от зарубежных предпринимателей?!

Чтобы устранить или хотя бы смягчить вопиющую разницу в доходах, начать следует с повышения базовых величин для расчета пенсий, зарплат и социальных выплат.

Второе условие – нужно повышать подготовленность отечественных работников. Высококвалифицированные технические специалисты, вооруженные знаниями и опытом, у нас вымирают, как класс. И мало что предпринимается, чтобы его возродить. Курсы переобучения для безработных – это же не выход! За 2-3 месяца обучения невозможно обрести квалификацию, которую дают своим работникам иностранные компании, где практикуется непрерывное повышение квалификации. А стало быть, нереально претендовать и на такую же зарплату. Сейчас в регионах по «Дорожной карте», по программе «Занятость 2020» ведется подготовка людей, которых обучают новыми специальностям сотнями и тысячами, как на конвейере. Кто-нибудь проверял качество такой подготовки? Кто-нибудь анализировал дальнейшую судьбу этих специалистов? Министерство труда намерено законодательно уровнять зарплату иностранных и казахстанских работников. Но гораздо важнее другое – уравнять право на повышение квалификации. Наши специалисты сейчас его в подавляющем большинстве лишены. Исчез институт наставничества.

– Повышение зарплат разве не приведет к очередному росту цен?

– Ценообразование в Казахстане из чисто экономической категории давно превратилось в сферу откровенного вымогательства. Здесь правила диктуют не объективные законы спроса и предложения, а непрозрачные действия и решения продавцов и поставщиков. Среди которых главное место занимают естественные монополии. Потребитель в отношениях с ними бесправен. Государство должно вступиться за него. Но власть не хочет этого делать, она убаюкана мифом о том, что проблема инфляции и роста цен в Казахстане уже не актуальна, ушла на второй план. Мы намерены напомнить, что это не так, при помощи митингов и других массовых акций. Они отрезвят власть и покажут реальные заботы людей, а не выдуманные в кабинетах.

Беседовал Марат Айтиев

Газета «Свобода слова» от 28.02.2013года

Яндекс.Метрика